Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Культ священных деревьев и рощ был известен у при-черноморских племен с древнейших времен. Об этом упоминают античные и средневековые источники. Почти в неизменном виде этот культ сохранялся до середины XIX века, лишь незначительно трансформируясь под влиянием христианской и мусульманской религий. Еще в древнеармянских источниках имеются описания культа деревьев у племен, населявших восточное побережье Черного моря.2

Броневский в начале XIX века описал культ священных деревьев (дубов) у сочинских абазин: «Они соблюдают отличное уважение к старым дубам, и всякое колено имеет у себя таковой дуб на примете. В известные дни, наипаче перед начинанием какого-либо важного дела, как то перед походом против неприятеля, они становятся хороводом вокруг священного дерева, втыкают в него саблю и другие (вещи) и отправляют обряды, за коими следует пир»3. В.Г. Вейденбаум. «Кавказские этюды»Тифлис, 1901 г., с. 69.

А.М. Меликсет-Бек. «Вопросы этнографии Грузии в древнеар- чянских источниках».- Тбилиси, 1949 г., с. 17.

С. Броневский. « Новейшие географические и исторические известия о Кавказе», ч. 1, Москва, 1823 г., с. 322-323.

Жертвоприношение кресту в священной роще в местности Пшада. Рисунок Тетбу де Мариньи. Фонды СМК

Жертвоприношение кресту в священной роще в местности Пшада. Рисунок Тетбу де Мариньи. Фонды СМК

У адлерских джигетов такое священное дерево — огромный дуб, называвшийся Лиашьныхя (святыня долины Лиашь), находился на правобережье устьевой части долины реки Мзымты, непосредственно на берегу моря, и оказался в полосе военных действий при высадке десанта русских войск в 1837 году. Позиции вокруг священного дерева были укреплены джигетами системой завалов и окопов.

Почти в каждой долине Черноморского побережья Кавказа имелись священные деревья и рощи, где отправлялся культ различных местных божеств, но при обязательном наличии и почитании крестов. По этому поводу Вейденбаум пишет: «Уже одна многочисленность священных рощ и почти полное отсутствие христианских храмов по черкесскому побережью доказывают, что почитание священных рощ предшествовало введению христианства, и что проповедь этого последнего или велась недостаточно энергично, или продолжалась очень недолго, успев только внушить населению уважение к кресту, воздвигнутому среди рощ и лесов, на местах языческих алтарей. Но затем население, предоставленное самому себе, продолжало жить по-прежнему со своими старыми верованиями и даже самому символу христианства придало значение алтаря языческих божеств»1.

Интересные сведения о верованиях причерноморских горцев сообщает Люлье, проживший среди них несколько лет. По его свидетельству, жители морского побережья и горных ущелий не имели определенных религиозных понятий, но верили в единство высшего существа — создателя вселенной. Символ креста, имевшийся во всех заповедных рощах и лесах, свидетельствовал о том, что христианская вера была водворена среди горцев не столько силой оружия, сколько моральным влиянием сильного народа, с которым они были в частых сношениях, так как, судя по орографическому положению, трудно представить, что завоеватель мог когда-либо проникнуть в неприступные горы этой части Кавказа. Христианство среди причерноморских горцев распространилось в период расцвета Абхазского, а затем Грузинского царств в VII-XII вв. Грузинское влияние в насаждении христианства на Западном Кавказе подтверждается самим названием креста — «джур», бытовавшим у черкесов. Джур — это измененное грузинское название креста — «джвари».

В священных рощах не было каких-либо особых строений для молебствий. Все обряды совершались под сенью вековых деревьев. К каждой священной роще причислялось определенное число семейств, родов или общин. Кресты, изготовленные обыкновенно из дерева (дуба, бука) ставились на видных местах в роще или вешались на наиболее старых и почитаемых деревьях.