Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

В каждой роще почитались одно или несколько различных божеств. Из них наиболее известными были: Созерис (покровитель хлебопашцев), Ахин (покровитель рогатого скота), Мезитх (божество леса и охоты), Зейгутх (покровитель наездников), Тлепш (покровитель кузнецов, бог железа и оружия), Мерием (покровительница пчеловодства, св. дева Мария) и целый ряд других божеств, считавшихся покровителями различных жизненно важных для горцев событий и явлений.

У всех шапсугов больше всего почиталась Тхамахинс- кая священная роща, находившаяся в урочище Адыхеко (верховья реки Шебш, правого притока реки Афипс). Роща находилась среди живописной местности, занимала отдельную пологую возвышенность, а состояла из вековых лип и чинар, высотою до 30 м и более и в диаметре более одного метра. Шапсуги собирались в этой роще для принесения молитвы Мезитху (богу лесов) и Тлепшу (богу железа и оружия). В жертву этим богам приносили баранов и вешали на столетние деревья в старину мечи, кольчуги, шлемы, а в новейшее время разноцветные тряпки. Приношения сопровождались просьбами к божествам об удаче перед военными походами, благодарностью за удачные свершения, просьбами о выздоровлении больных. Существовало поверив, что присвоившего себе что-либо из жертвенных вещей постигала мучительная смерть. Деревья рощи считались неприкосновенными: верили, что отрубленный сук лишает жизни святотатца; срубленное дерево влекло за собой уничтожение всей его фамилии, а истребленная роща — истребление всего племени, которому она принадлежала.

Восприняв мусульманство весьма поверхностно, совершая намазы и посещая мечети, горцы продолжали приносить жертвы Мезитху и клясться Тлепшем. И лишь в завершающий период Кавказской войны, когда мусульманство закрепилось на Западном Кавказе на мюридистской основе, уважение горцев к священным рощам уменьшилось. По тродному постановлению шапсугов, зажатых в горах русскими войсками и нуждавшихся в землях, Тхамахинская роща была пожертвована под посевы. До этого она пользовалась уважением у всех западно-кавказских племен.

В конце 1863 года русские войска истребили остатки рощи для постройки редута.

На Черноморском побережье Кавказа, в пределах современного Большого Сочи, по различным историческим источникам, известно большое число священных деревьев и рощ, местами сохранявшихся еще в первой половине текущего столетия.

Верещагин в своем путешествии по Черноморскому побережью Кавказа в 1870 году наблюдал много священных рощ, обычно вблизи покинутых убыхских аулов, в долинах рек Шахе, Буу и др.

На поляне Кбааде (совр. Красная Поляна) в середине XIX века имелись две священных вековых пихты, вокруг которых располагались каменные памятники и надгробные павильоны старинного черкесского кладбища. Под сенью этих пихт 21 мая (2 июня) 1864 года наместник Кавказа принял парад русских войск и был совершен торжественный молебен по поводу окончания Кавказской войны.

Имеются сведения, что причерноморские шапсуги, обитавшие между бассейнами рек Туапсе и Шахе, почитали священным местом урочище Хан-Кучий, где и совершали богослужение. Посреди рощи находилась могила с памятником; в ней, по преданию, был похоронен человек, который делал много добра ближним, известен был в народе своей храбростью, умом и, дожив до глубокой старости, был убит громом, что, по верованиям черкесов, было божественным снисхождением.

Вообще места, в которых поражались молнией люди, животные или деревья, становились священными. Пораженный громом старик был княжеского рода, звали его Кучий, но так как у шапсугов под влиянием крымских татар и ногайцев князь именовался часто «хан», то и священная роща с могилой старца получила название Хан-Кучий. Сейчас неизвестно точное местонахождение этой священной рощи. Наиболее вероятно, что эта роща с памятником находилась на приморской террасовой возвышенности, между долинами Шахе и Матросской щели. Именно здесь при высадке десанта Раевского в 1839 году русские войска обнаружили большой могильный памятник, а в устье Шахе священную рощу Тагапх, защищая которые, убыхи и шапсуги оказали отчаянное сопротивление. Перед боем они поклялись все умереть, но не допустить осквернения святыни.