Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Священные рощи и деревья пользовались у причерно-морских горцев большим уважением и одновременно служили местом массовых праздников и сборным пунктом для народных собраний. В путевых заметках Верещагина описано священное дерево, называвшееся русскими поселенцами «кунацким» и сохранявшееся в долине реки Сочи, выше Пластунских ворот, до начала XX века. Дерево это, представлявшее род серебристого тополя, известного под названием белолистки, стояло на обширной поляне, на левом берегу реки Сочи, в 11 км от ее устья. Ствол дерева, по измерениям Верещагина, на высоте 1,75 м от земли, имел в округлости 12,5 м (в диаметре 4 м); окружность дерева у корня 14,0 м (в диаметре 4,5 м).

Внутри дерево было почти пустым, только посередине ствола стояла сердцевина столбом толщиною не более 0,8 м. Снаружи же дерево казалось вполне свежим и было покрыто густой листвой.

По рассказам оставшихся на Черноморском побережье горцев, под этим древним деревом сочинские убыхи во главе с Хаджи Берзеком Керантухом в конце марта 1864 года сошлись на последнее народное собрание, где приняли трагическое для убыхского народа решение покинуть Кавказ и выселиться в Турцию.

Главным убыхским божеством, почитавшимся также у шапсугов и джигетов, был Ахин, покровитель рогатого скота. Ахин, по народному представлению, был существом весьма сильным и потому заслуживающим особого почета. Со-хранилось предание, согласно которому адлерские джигеты напали на убыхов окрестностей священной Ахиновой рощи, находившейся в верховьях реки Шахе. Роща состоя- та из огромных вековых деревьев, на которых было развешано старое заржавевшее оружие. У Вейденбаума имеется упоминание о священной пихтовой роще около бывшего Бабукова-аула, на возвышенном месте, окруженном р.р. Шахе, Ажу и Буший, обнаруженной в 1868 году Комиссией по исследованию земель на северо-восточном берегу Черного моря. Видимо это и была Ахинова роща. Предание повествует, что захватив пленных, джигеты на одном из привалов предались увеселению и заставили плясать своих пленниц. Одна из них, будучи беременна, просила оставить ее в покое, но победители не послушались. Тогда она воскликнула со слезами: «О Ахин! Поневоле пляшу!». Божество явилось на помощь и покарало победителей. Один из них, бывший родом из фамилии Цсбе общества Арт, обратился с мольбой к божеству Ахину, попросив пощадить его и вернуть домой, за что обещал через каждые три года пригонять к священной Ахиновой роще корову для жертвы. С тех пор это стало своеобразным традиционным праздником шествия Ахиновой коровы.

По варианту легенды в изложении Дубровина, Ахинова корова проходила «через места, известные под именем Цзужи (Чужи — Кудепста — В.В.), Чеккофи (?) и Хамишьтчей (Хамыш-Хоста — В.В.), а потом переходила через Сфеши (Сочи — В.В.) и вступала в убыхское поселение Сшаше. Здесь корова останавливалась у двора рода Чземух (Чизма — В.В.) и отдохнув снова вступала в путь… Дальнейший путь… жертвы лежал через общество Ордане (Вардане — В.В.), где старшина из рода Зейфш (Дзейш — В.В.) принимал ее… и проводил жертву через общество Десчен (устье р. Бзыч — В.В.). Далее шествие двигалось до места жертвоприношения, называемого Ахинитхачек — священная Ахиновая роща». Ахину молились перед походами и набегами, просили у него победу и клялись, что добьются победы и добычи. Вино было постоянным спутником празднеств, посвященных Ахину.

Под священными деревьями Ахиновой рощи сохранялся постоянно огромный ковш, наполненный вином. Тут же постоянно находился огромный старинный котел, в котором варилось мясо жертвенной коровы. По окончании приготовления пищи мясо делилось на части, разносилось по домам и, как особая святыня, давалось каждому домочадцу, не исключая и младенцев, которым также клали мясо в рот. Кожа, голова и ноги принесенной жертвы зарывались в землю на месте жертвоприношения.