Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Волосы распущены по плечам. Под рубашкою девушка носит так называемый пша-кафтан (девичий кафтан), представляющий собой кожаный, холщевый или матерчатый корсет, со шнуровкой впереди и двумя гибкими деревянными пластинками, сжимающими обе груди, так как у черкесов тонкая талия и неполная грудь составляли первое условие девичьей красоты. Черкесские девушки росли свободно до двенадцати или четырнадцати лет и лишь после этого им одевали пша-кафтан, переменявшийся по мере того, как девушки росли и развивались. С помощью этого корсета достигалась неимоверно тонкая талия. При выходе замуж пша кафтан, составляющий непременную принадлежность девушки, снимался; женщины от него были совершенно избавлены. Если многие народы Кавказа прежде очень рано выдавали девушек замуж, то черкесы, напротив, оберегали их от замужества лет до двадцати и поэтому женщины у них сохранялись очень долго. Черкешенки были очень целомудренны и, несмотря на предоставлявшуюся им свободу» редко впадали в ошибку. С ранней молодости все их мечты и желания были направлены к одной цели: выйти замуж за бесстрашного воина и чистыми попасть в его объятия.


 

Народные праздники

На одном из народных праздников убыхов общества Вардане, состоявшемся в верховьях долины реки Лоо осенью 1863 года после большого собрания, Фонвилль наблюдал танцы убыхских девушек и в своих записках приводит красочные описания виденного им: «Танцовщицы эти, держа в руке по фуляру, с необыкновенной грацией махали платками, изгибаясь всем станом в такт довольно монотонного напева, исполняемого всеми присутствовавшими. Напев этот весьма оригинальный, сопровождался битьем в ладоши. Все достоинство танцев девушек заключалось в том, что они показывали при этом всю прелесть их форм и необыкновенную гибкость их стройных талий. Все девушки были красивой наружности, а некоторые — просто красавицы. Руки почти у всех у них — верх совершенства, что же касается блеска их больших глаз, разрисованных по восточным обычаям, то нет возможности выразить пером всю силу этого блеска. В первый раз мне пришлось видеть вблизи черкешенок, и я должен сознаться, что нашел в них именно все то, о чем давно уже читал и слушал.

Костюм у черкешенок еще более возвышает их прелести. Они носят голубые платья, которых талия застегивается на груди серебряными бляхами; затем широкая юбка, спереди открытая и цветные широкие турецкие панталоны, спускающиеся до лодыжек; их руки, покрытые рубашечными рукавами из красного или желтого шелка, проходят в отверстия рукавов платья, а эти последние, разрезанные по всей длине их, болтаются вокруг стана. Платье, панталоны, рубашка — весь костюм украшен самыми причудливыми арабесками из серебра. На головах девушки носят высокие остроконечные шапочки; волосы заплетаются в три косы, из которых одна висит сзади, на спине, две же другие выставляются вперед и спускаются до пояса, сделанного из красного сафьяна и усеянного разными серебряными бляхами и другими украшениями; наконец, ноги обуты в полусапожки разных цветов».

Замужние женщины не принимали участия в танцах и любовались празднеством с особых мест для них назначенных, одеты они были точно также, как и девушки, вся разница заключалась в большой белой вуали, которая покрывала всю их фигуру, кроме глаз.

Как видим, народное искусство убыхов было представлено оригинальными танцами, музыкой, своеобразными песнями. Нам неизвестны мотивы и содержание убыхских песен, не сохранилось никаких сведений об убыхских музыкальных инструментах.  Л .И. Лавров считает, что быт и культура убыхов, по всей видимости, не имели существенных отличий от быта и культуры окружавших их адыгских и абхазских племен.