Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

В описаниях Арриана вместо гениохов мы находим назва-ние санигов (от Сочи до Гагр), а южнее — абазгов и апсилов.

Вместо ахеян Арриан называет зихов, хотя и упоминает о Старой Ахее, располагая ее к берегу от Туапсе (район Пшады)1. В этой связи невольно напрашиваются некоторые сопоставления. В нескольких километрах к северо-западу от Туапсе находится река Агой и одноименный шапсугский аул, а в середине XIX века здесь располагалось одно из подразделений шапсугов «агуйя». Другое могущественное подразделение шапсугов, проживавших в долине Псезуапсе и далее к югу вплоть до Шахе, а в береговой полосе даже не-сколько южнее (до Буу-Хобзы), носило название «гоайе» или гои». В XIX веке в долине Псезуапсе, в 7 км от ее устья, на месте современного села Алексеевка был аул Гуайе.

Арриан перечисляет и другие центры на побережье Западного Кавказа, указывая, что в 150 стадиях (26 км) к югу от Старой Ахеи находится Старая Лазика (район Джубги), далее в 120 стадиях (21 км) упоминается мыс, защищающий корабли от Фраския и Борея (мыс Кадош), еще южнее в 180 стадиях (31 км) Ираклов мыс, в 150 стадиях (26 км) от которого — Ахэунт, попадающий в устье р. Шахе, по которой в XIX веке проходила этническая граница между шапсугами и убыхами.

Н.Г. Волкова в этнониме ахеи, упоминаемом в античных источниках на протяжении более полутысячелетия (с VI в. до н.э. и до I в. н.э.), усматривает корень адыгейского названия моря хы (или хэ) с добавлением абхазско-абазинского суф-фикса «а» и греческого окончания «оi>. Тем более, что антич-ные авторы указывают территорию расселения ахеев вдоль берега Черного моря. Это обстоятельство может служить од-ним из аргументов в пользу присутствия, по крайней мере с VI в. до н.э., на Черноморском побережье Кавказа населения, говорившего на языках адыго-абхазской группы народов. 1

Аппиан, живший почти в одно время с Аррианом, при составлении истории войн понтийского царя Митридата еще употребляет названия «ахеяне» и «гениохи». Как известно из истории древнего мира, в 65 г. до н.э. Митридат, после жестокого поражения от Помпея и преследуемый им, с остатком войск бежал с берегов Евфрата в Колхиду и, перезимовав в Диоскурии, двинулся к Бостону вдоль Черноморского побережья Кавказа на кораблях. Он предпочел плыть с большими трудностями, следуя вдоль извилистых скалистых морских берегов, не решившись двигаться по суше нестолько из-за гористой местности, сколько из-за необыкновенной воинственности причерноморских племен. Но когда он достиг берегов Ахеи, то был встречен здесь дружелюбно и ему была оказана помощь в дальнейшем путешествии до Босфора. Следует предположить, что североахейские племена находились в тот период в определенной зависимости от Босфорского государства. После Аппиана названия «ахеяне» и «гениохи» в исторических источниках больше не упоминаются, вместо них появляются соответственно названия «зихи» и «саниги».

Саниги, видимо, выделились из гениохских племен, упо-минаемых в источниках раннеантичного и начала поздне-античного времени. При этом, если во II в. н.э. они занимали побережье от Шахе до Сухуми, то, по свидетельству Псевдо- Арриана (V в.н.э), территория обитания санигов сузилась и ограничивалась междуречьем Шахе-Псоу.

Еще в конце прошлого века Лопатинский вывел самоназвание черкесских племен «адыге» через «адзыхе» к этнониму «зихи», господствовавшему в начале первого тысячелетия.1

Черкесы у абхазов и сейчас известны под именем «азаху», название саниги легко сопоставимо с наименованиями «сандов», «чандов» (шандов по шапсугски) или «сад- зов», проживавших в окрестностях Адлера до 1864 г. *