Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Садзы носили также параллельное название джигетов или джихов (идущее опять же от зихов), которые присвоили грузины, а адыге и сейчас называют абхазов «азыгуа».

Аммиан Марцелин в IV в. отмечал, что на Кавказских берегах Черного моря живет множество народов, отличающихся разнообразием языков и внутреннего строя, и перечисляет следующие племена: яксаматы, меоты, язиги, аланы, меланхлены, гелоны, говоря далее, что «они кочуют в разных направлениях». О том, что жители Кавказских берегов являются кочевниками, упоминали и Страбон и ряд других античных авторов. А.В. Фадеев объясняет эти свидетельства о кочевых горцах тем, что на Черноморском побережье всегда широко было развито эйлажное (отгонное) скотоводство. Эйлаг — летние пастбища, высокогорные луга (от турецкого «iaila»), куда скот выгонялся в летние месяцы. В зимние месяцы эти пастбища недоступны по климатическим условиям, и скот возвращался в нижнюю предгорную зону. Когда все благосостояние населения базировалось на скотоводстве, то при передвижении стад скота вслед за ним перемещались и его владельцы. Скот гонялся на значительные расстояния и нередко стада переваливали и через главный хребет.1 ( А.В. Фадеев . «Становление племен Западного Кавказа». Труды АБНИИКа, I, 1934, с. 171, 173.)

Исследователи середины XIX века отмечали широко развитое эйлажное скотоводство у Сочинских убыхов, которые, помимо летних альпийских пастбищ, тянувшихся вдоль Главного Кавказского Хребта, часто перегоняли скот на северный склон — землю дружественных им абадзехов.

Из перечисленных Аммианом причерноморских племен на территорию современного Большого Сочи попадают язиги и аланы. Под первыми легко угадываются все те же зихи. Но особенно примечательно упоминание о пребывании еще в IV в. на Черноморском побережье Кавказа какой-то группы алан. Это обстоятельство при сопоставлении с другими данными может пролить свет на этногенез по крайней мере одного из племенных подразделений убыхов, носившего в середине XIX века название Алань.

Во многих античных источниках, начиная с VI в. до н.э. вплоть до IV в. н.э., упоминается о меотах и синдах, которых Страбон считает родственными племенами. При этом меоты локализуются на Азовском побережье и вдоль нижнего и сред-него течений Кубани на обоих ее берегах, а синды размеща- ются на юге Таманского полуострова, от Керченского пролива до Цемесской бухты, т.е. вплоть до земель керкетов.

Начиная с IV в. до н.э., вытесняя скифов, на просторы Северного Кавказа вторглись родственные им сарматские племена, возглавляемые сираками. Выходцы из Северного Прикаспия и Южного Приуралья, многочисленные и отлично вооруженные конные орды сираков-сарматов уничтожили или загнали в горные ущелья прежних обитателей Северного Кавказа. Значительно потеснили они и племенные объединения синдов и меотов крайнего Северо-Запада Кавказа и Таманского полуострова, часть которых под натиском пришельцев отошла на южный склон Западного Кавказа и, смешавшись с аборигенным также, видимо, родственным им населением, сыграла значительную роль в формировании протоадыгейского этноса.

Уже в первых веках нашей эры из сарматской среды выделяются могущественные аланские племена, покорившие огромные степные пространства Северного Причерноморья, Крыма и Северного Кавказа.

После Аммиана античные названия причерноморских племен Западного Кавказа уже более не упоминаются, за исключением имени «зихи», которые локализуются примерно на участке побережья от Геленджика до Шахе.

В III веке усилился напор северных кочевых племен, и римляне, сменившие к этому времени греков, устраивают вдоль северной части древней Меото-Колхидскей дороги и в Закавказье цепочку крепостей, которые должны были по-служить барьером в случае любых нашествий северных кочевников. В середине III в. готы, захватив Босфорский флот, совершили на нем ряд пиратских набегов на Северное и Восточное Причерноморье. В 252 г. они достигли Питиунта, захватили его и уничтожили римский гарнизон.