Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Первоначально, по приказу Николая I, намечавшаяся охранная береговая линия из цепочки укреплений, крепостей и фортов должна была соединиться вдольбереговой дорогой. Но сооружение дорог в условиях, когда горы почти вплотную подступали к морю, было делом чрезвычайно трудным и дорогостоящим. Громоздкий и убыточный способ сооружения сплошного пути М.П.Лазарев предложил заменить путем высадки десантов с моря непосредственно с места возведения крепостей.

Высадку десантных войск в Туапсе проводил сам М.П. Лазарев. Все у него было заранее рассчитано и взвешено до мельчайших подробностей. Каждый офицер и матрос находились на местах и в точности знали свои обязанности. Особое внимание уделил Лазарев вопросу, как распределены грузы в трюмах кораблей, чтобы не было никаких задержек при их выгрузке. Все это было ново и на многие года опередило практику иностранных флотов, где десанты большей частью велись стихийно, без определенного плана, с ненужной беготней и суетой.

Перед высадкой десанта адмирал Лазарев с генералом Раевским и со свитой начальников десантных частей на пароходе «Северная звезда» совершили рекогносцировочное плавание вдоль берега и уточнили на местности движение частей десантируемых войск и контуры плацдарма. С момента прибытия эскадры на берег отовсюду стекались значительные толпы горцев. Окрестные залесенные возвышенности также были ими заполнены. Определить число приготовившихся к отпору горцев не представлялось возможным.

Морской берег в устье реки Туапсе был довольно ровным и открытым, а далее по долине видны были почти сплошные рощи лиственного мелколесья. Жилищ нигде не было видно. Горцы давно знали о предстоящей высадке русских войск и за несколько дней начали собираться в устье Туапсе. Когда флот накануне 2 мая подходил к берегу, видны были толпы пеших и конных в разных местах, по горам горели сигнальные огни, а ночью берег осветился кострами на дальнее расстояние.

По сигналу с флагманского корабля немедленно были спущены все гребные суда и на них посажены войска первого рейса. После сигнала: «начать бой», по первому выстрелу с корабля «Силистрия» эскадра открыла огонь по берегу из 250 орудий и продолжала бомбардировку четверть часа.

Артиллерийским огнем горцы были отогнаны от берега до полукилометра, лишь часть их осталась на самом берегу, позади вала, нанесенного морским прибоем, в местах, усиленных завалами по окраине густого леса, завалы эти тянулись поперек долины от устья реки Туапсе до возвышения на правом берегу.

Диспозиция судов у Туапсе при Высадке десанта 12 мая 1838г. Рисунок с копии. ЦГАВМФ, ф.283, д. 4959, л. 64.

Диспозиция судов у Туапсе при Высадке десанта 12 мая 1838г. Рисунок с копии. ЦГАВМФ, ф.283, д. 4959, л. 64.


 

После прекращения артиллерийского обстрела по данному сигналу гребные суда с десантными войсками дружно двинулись к берегу. Этот момент запечатлен на известной картине И.К. Айвазовского «Десант генерал-майора Н.Н. Ра-евского в Туапсе 12 мая 1838 г.», хранящейся в Эрмитаже. Эта большая картина признается одним из лучших произведений Айвазовского, бывшего тогда еще молодым живописцем, только начавшим входить в славу и тщательно исполнявшим свои произведения. Лазарев и Раевский пригласила Айвазовского принять участие в десантных операциях на Кавказском берегу и запечатлеть боевые действия на полотне. Айвазовский с радостью принял предложение и был зачислен на флагманский корабль «Силистрия».

Все гребные суда были разделены на два отделения: первое, составлявшее правый фланг, под командой капитана I ранга Серебрякова, и второе, составлявшее левый фланг, под командой начальника штаба флота капитан-лейтенанта Корнилова. Гребные суда двинулись к берегу двумя стройными линиями