Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо Черкесская история

 


ПРИГЛАШЕНИЕ В ИСТОРИЮ

В последние годы в обществе наблюдается значительный рост интереса к истории адыгов (черкесов). Об этом свидетельствует значительное количество издаваемых как в России, так и за рубежом книг, посвященных данной проблематике.

Книга известного историка, языковеда, писателя и видного общественного деятеля, известного всей адыгской диаспоре, Кадыра Натхо «Черкесская история», изданная на арабском, турецком, английском и русском языках, является результатом многолетнего труда. В ней отражены события истории адыгского этноса от его возникновения и до наших дней. Наряду с изложением основных исторических событий в книге присутствуют и элементы публицистики, отражающие взгляды автора на описываемые события.

К. Натхо назвал свое сочинение «Черкесской историей», а не «Историей Черкесии». Очевидно, что это далеко не одно и то же. Второе предполагает строжайшую историко-хроникальную последовательность в изложении и осмыслении важнейших событий и звеньев исторического бытия народа с минимальным участием в их интерпретации авторского взгляда и оценки. Первое же допускает более широкое и свободное участие индивидуального сознания и личностных переживаний в оценке времени, исторических лиц и политических процессов. Кадыр Натхо, будучи по натуре художником, предпочел первый вариант, включившись в нравственную и духовную атмосферу каждой описываемой эпохи, отразив свое эмоционально-художественное и философское видение происходивших процессов.

В своем сочинении К. Натхо пытается отразить историческую судьбу адыгского этноса, ту непростую ситуацию, в которой он оказался в результате военно-политических потрясений.

В своей книге автор выражает уверенность в том, что, несмотря ни на что, адыгский народ не растворится среди других многомиллионных общностей, сможет сохранить свою целостность и единство, свою культуру и язык.

Начиная свое повествование, автор не ставит вопрос, жили ли черкесы на Кавказе, а исследует обстоятельства тех далеких времен, когда множество народов кочевало по планете. К. Натхо с неотступной серьезностью исследует «хронику давно минувших» веков, судьбы многих народов Кавказа, Предкавказья, Донского и Волжского регионов, тюркоязычный и фарсиязычный азиатский мир, древние Балканы и, в особенности, греческие и римские национально-культурные и этнические образования. Автор «Черкесской истории» последователен в утверждении мысли о том, что черкесы и их предки занимали немаловажное место в жизни и местопребывании народов, в котором Кавказ выступает в весьма благоприятном положении — как географическом, так и геополитическом. Таким образом, процессы мировой исторической эволюции человечества во многом с ним связаны.

Автор не упускает из виду ни одно звено черкесской истории, много и подробно пишет о синдах, меотах, зихах, хаттах и других народах, которые с ними непосредственно соприкасались. Он далек от категорических суждений о месте происхождения черкесов. Логике псевдонаучной эквилибристики К. Натхо противопоставляет спокойное и последовательное исследование фактов, документов, свидетельств очевидцев, не всегда принимает их абсолютную достоверность, учитывая при этом возможность субъективного начала во взглядах, суждениях, оценках.

В своей книге К. Натхо ставит гораздо больше вопросов, чем находит и формулирует ответы на них. Это и есть, наверное, на сегодня единственно правильный подход, методологически и объективно дающий право и возможность дальнейшего поиска критериев оценки настоящей истины во всей ее хроникальной и пространственной незыблемости.

В технологии цитирования, избранной Кадыром Натхо, имеется весьма объективная закономерность: он цитирует не только те материалы, которые поддерживают и подтверждают его позитивные идеи, но и те, которые открыто оппонируют им, что существенно влияет на формирование объективного взгляда на события.

Исторический контекст адыгской судьбы и адыгского пребывания в мире не может быть принят без тех событий и процессов, которые произошли в новое время.