Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Согласно Жакетте Хаукис, население Понтийского региона в эпоху мезолита было довольно значительным…, древние цивилизации Ирака и Персии пытались вступить с ним в контакт… Крупные коллективные захоронения у Азовского моря и в центральном Предкавказье подтверждают наличие продовольственной экономики. Предметы в могилах и массовых захоронениях указывают на торговлю с Ираком. Подобные контакты стали более очевидными в ранней культуре Кубани, известные в основном по богатым могильникам, покрытым огромными насыпями. Эти удивительные могилы дают основание предполагать, что посланники Восточной цивилизации посещали этот рудоносный регион в поисках меди, золота и серебра для удовлетворения спроса месопотамских городов.

Говоря об этом периоде, А.А. Йессен писал: «В значительно более поздние времена на той же территории сложились адыгские (черкесские) и абазинские племена, несомненно, в очень значительной степени генетически связанные с местным населением далекого прошлого. Культурное единство северо-западной группы кавказских племен, известное нам в новое время, таким образом, возникло, очевидно, не позже позднего бронзового века».


 

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Из Майкопского кургана. Серебряный сосуд. III тыс. до н.э. Эрмитаж.

Из Майкопского кургана. Серебряный сосуд. III тыс. до н.э. Эрмитаж.

Из Майкопского кургана. Плоская штампованная нашивка. Эрмитаж.

Из Майкопского кургана. Плоская штампованная нашивка. Эрмитаж.

 

Из Майкопского кургана. Золотая фигурка тельца. Эрмитаж.

Из Майкопского кургана. Золотая фигурка тельца. Эрмитаж.

 

Из Майкопского кургана. Золотые фигурки тельца. Эрмитаж.

Из Майкопского кургана. Золотые фигурки тельца. Эрмитаж.

Из Майкопского кургана. Золотой кувшин. Эрмитаж.

Из Майкопского кургана. Золотой кувшин. Эрмитаж.

Из Майкопского кургана. Диадема. Эрмитаж.

Из Майкопского кургана. Диадема. Эрмитаж.

Из Старомышастовского кургана. Серебряный телец. Эрмитаж.

Из Старомышастовского кургана. Серебряный телец. Эрмитаж.

Из Старомышастовского кургана. Золотые кольца. Эрмитаж.

Из Старомышастовского кургана. Золотые кольца. Эрмитаж.

Из кладовой кургана № 31 Полые бусины. Эрмитаж.

Из кладовой кургана № 31 Полые бусины. Эрмитаж.

Из Старомышастовского кургана. Львиная голова. Эрмитаж.

Из Старомышастовского кургана. Львиная голова. Эрмитаж.

Из Новосвободного кургана. Золотое ожерелье. Адыгский краеведческий музей.

Из Новосвободного кургана. Золотое ожерелье. Адыгский краеведческий музей.

Из Келермесского кургана. Чаша с изображением птиц и зверей. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана. Чаша с изображением птиц и зверей. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана. Полый наконечник в виде оленя. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана. Полый наконечник в виде оленя. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана № 3. Диадема. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана № 3. Диадема. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана № 1. Обкладка рукоятки и ножен меча, с одинаковым для обеих сторон штампованным рельефным изображением культовых сцен, животных и  фантастических существ. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана № 1. Обкладка рукоятки и ножен меча, с одинаковым для обеих сторон штампованным рельефным изображением культовых сцен, животных и фантастических существ. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана. Два наконечника с коронованными львиными головами. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана. Два наконечника с коронованными львиными головами. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана. Предмет неустановленного назначения. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана. Предмет неустановленного назначения. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана. Застежка от горита со скульптурными бараньими головками на концах. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана. Застежка от горита со скульптурными бараньими головками на концах. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана. Церемониальный топор, покрытый золотом и изображением человека и животных во время культовых сцен. Эрмитаж.

Из Келермесского кургана. Церемониальный топор, покрытый золотом и изображением человека и животных во время культовых сцен. Эрмитаж.

Племена Дольменной культуры. Майкопская культура не распространилась в горные районы. В этот период там жили другие племена, оставившие после себя характерные дольмены. Эти дольмены адыги называют «исп уна». В своих ранних формах они возникли на окраинах нынешнего Майкопа в конце III тысячелетия до н.э. Юго-восточная граница распространения дольменов лежит вдоль линии Ешера-Цебельда. Эти уникальные памятники существуют только в Черкесии и Абхазии, простираясь по Черноморскому побережью от Тамани до Очамхивари. Их основная масса находится в горах над Майкопом. Одиночно и группами, они до сих пор встречаются в районе деревни Хамышки, Каменномосткого поселения, станиц Абадзехская и Новосвободная, в верхнем течении рек Фарс, Ходзь, Пшиш, Псекупс, Афипс, Убин, Ила, Хабла, Антхир, Бугундыр и Абин. На Богатырской прогалине сохранилось 240 дольменов. На побережье Черного моря они чаще всего встречаются вдоль рек Туапсе и Псезуапсе на юге, и на севере у станицы Раевская и на Таманском полуострове. Согласно М.А.Керашевой, в Кубанском районе находится 2200 дольменов.

Северо-Кавказская археологическая культура. Племена строителей дольменов жили бок о бок с племенами Майкопской культуры. Северо-Кавказская археологическая культура существовала, главным образом, во II тысячелетии до н.э. в степях и горных районах Северного Кавказа. Племена этой культуры вели оседлый образ жизни, разводили животных, занимались сельским хозяйством и металлургией, что составляло основу их экономики. Адыгские и абадзехские племена, которые имели существенную генетическую связь с автохтонным (коренным) населением, жившим в этом регионе в далеком прошлом, сформировались позже на той же территории.