Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Географическая территория. Историческая информация, сохранившаяся в эпосе «Нарты», подтверждает, что территория, населявшаяся героями-нартами, является той же территорией, на которой проживали создатели курганов и дольменов. Мы видим это в топонимических названиях, упоминаемых в старинных эпических песнях. Они рассказывают нам о нарте Шебатыноко, смело галлопирующем к нартам, которые жили одиночными семьями вдоль рек Тена (Дон), Пшиза (Кубань), Инджидж, Уарпа, Лаба и Пшиш, в Кавказских горах, на побережье Черною моря, Керченского пролива и в районе Хы Меутта (Азовское море). Когда он встречает нарта Чемахожа, он не спрашивает его о «деревне» или «городе» (возможно, в те времена они еще не существовали), но он просит показать ему «начало тропы», ведущей «к старому дому Аледжа». Мы понимаем, что он путешествует по миру, где правит сильнейший, где человек переворачивает горы и владеет саблей и пикой, одинокий и самоуверенный, смело ищущий вызов и приключения. Вот он на земле Терсов, начинающейся там, где Лаба впадает в Пшизу, и простирающейся до гор Кавказа.

Как в адыгских, так и в абхазских нартских текстах, Сатаней стирает в реке Пшиза (Кубань), нарт Шебатыноко купает своих коней в Уарпе, нарты пересекают Лабу вплавь, а сестра нарта Шаочаса толкает лодку через реку Пшиша. Некоторые из людей Натхуадже жили вдоль реки Нат. Место, где нарт Саусырыко заморозил Иныжа (Великана), есть не что иное, как Хы Шутса (Черное море). Место, откуда пришел Сетымуко — это район Туапсе. Место, где был прикован нарт Несрен — горы Кавказа. Территория, обозначенная этими точками, составляет географию адыгского нартского эпоса, и она же является территорией упомянутых выше племен-строителей курганов и дольменов.

Все эти данные содержат достаточное подтверждение тоге, что: 1) предки адыгов, создателей нартского эпоса и языка Лдыгабзэ, были одними из древнейших жителей этого региона; 2) они стабильно росли числом и влиянием, объединенные общим языком, традициями и культурой; 3) они были создателями упомянутых выше уникальных культур.


Письменные свидетельства

Древний Килданский источник и легенда, Когда именно хаттунцы (хаттийцы) ушли с Кавказа в Малую Азию и Анатолию, остается неизвестным. Тем не менее, различные адыгские легенды говорят о том, что много тысяч лет назад могущественные адыгские племена предпринимали кампании с берегов Меотского (Азовского) и Черного морей в Малую Азию, где они оставались довольно продолжительное время. Эта версия подтверждается письменным свидетельством — древние египтяне Анаурни писали об этих хаттунских племенах в IV тысячелетии до н.э.

Согласно этой версии, надпись на камне, найденном в древнем Килдане, подтверждает, что Уор Хату, предводитель хаттунцев, завоевал страну Хилдани в 3750 году до н.э. Хаттунцы правили на огромной территории от юга Кавказа до севера Сирии, включая Багдад, Басру (нынешние вилайеты Алеппо, Кония, Спуаза, Трапезунд и Арзурум). Было время, когда они расширили свои владения до Египта.

Новая теория — хиттиты и атыхи. Относительно новая теория появилась среди специалистов по черкесской истории, утверждающая, что хиттиты были потомками атыхов — дальних предков адыгов.

Согласно сторонникам этой теории, слово «атыха», первичное самоназвание предков адыгов, произошло от «Тыга» (Солнце), связанное с культом Солнца 6 тысяч лет назад. Хронология периода появления родственных племен, предлагаемая историками, следующая: ахтийцы жили в III тысячелетии до н.э. Атыхи дали название хаттам. Согласно Н.Ловпаче, атыхи, хатты и касскийцы жили на Северо-Западном Кавказе, объединенные хаттийским языком (похоже, что названия хаттийцы и хатты используется взаимозаменяемо для обозначения одного и того же народа). Во второй половине III тысячелетия до н.э. хаттийцы образовались от ахтийцев и кашкийцев. Во II тысячелетии до н.э. хетты произошли от хаттов и проживали в том же государстве. «Большое число словосочетаний, тесно связанных с современным адыгским фольклором, сохранилось в пра-хеттских, хеттских ритуальных текстах»,— пишет Р.Хуаже.