Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Согласно А.С.Кляйну, возвращение хаттоговорящих катков из Малой Азии на Северный Кавказ и приход сюда индо-арийцев из Европы произошло в конце III тысячелетия до н.э. Вполне возможно, что это был тот самый народ, который Уор Хату привел в Малую Азию в 3750 году до н.э. Это подтверждается тем фактом, что «Каскейские племена, жившие на северо-востоке Хаттского государства и находившиеся в очевидном родстве с абхазо-адыгскими племенами, стали набирать силу в 1900 году до н.э.».

Очевидно, имена «хатты» и «хетты» были изначально даны предками адыгов определенным группам их народа в различные времена для обозначения основного вида их деятельности. На ранних этапах истории, когда человек все еще жил охотой, предки адыгов были хорошо известны своими охотничьими породами собак, которых они разводили. Возможно, что в те времена они и дали название «хатты» (дающие собак) той группе своих людей, которые занимались разведением этих охотничьих собак. Возможно также, что именно поэтому адыгский язык изобилует словами и именами, начинающимися на «ха-» (собака): «хатт» или «хатты» (дающий собак), «хаче» (гость), «хачеш» (дом для гостей), «хатыр» (уважение), «хадэ» (труп), «хадеш» (преисподняя), «хаффы» (долг); личные имена: Хапак, Ханаш, Хатиху; фамилии: Хату, Хатты, Хатхы, Хагур, Хаку, Хачаку, Хатигу, Хатигогу и т. д.

Точно также, название «хетты» было дано теми же атыхами группе людей, склонных к передвижению с места на место, к путешествиям, к странствованию. На адыгском языке вопросы «Уо уы хет?» (Ты кто такой?) и «Хет уошиш?» (Ты из каких будешь?) первоначально означали «Ты — хет?» и «Ты из хетов?».

Без сомнения, эта теория требует более глубокого изучения и подтверждения. Тем не менее, она заслуживает одобрения за попытку выяснить происхождение хиттитов, которые «вели тысячелетнюю войну с Египтом и Сирией», чьи «полководцы маршировали, ведя за собой войска Давида и Соломона», которые были «соперниками фараонов во времена войн и перемирия с 12-ой по 20-ую династию», которые «продвигались клиновидной колонной по Сирии до Хеброна и Египта», и «расположились на земле Гошен».

Уместно также указать на то, что название «хиттиты» (Hittite) существует лишь в английском переводе и служит для обозначения таких групп, как «хатты», «хетты», «каски» и «хаттуны». Арабы называют их «хеттины» или «хапины».

В Ветхом Завете хипитами называют «одно из коренных племен Палестины», потому что «когда изрильтяне пришли на Землю Обетованную», они были «одним из племен, живших там». Абрам «купил пещеру Мечпелах, недалеко от Хеброна, у сыновей Хета» (Бытие, XXIII). «Исай брал в жены хипитских женщин» (Бытие. XXVI). «Иерусалим был незаконнорожденным сыном аморита и хитти» (Езек., XVI. 3)

Некоторые историки помещают «землю Хани» в горной стране Малой Азии, а ее столицу — Богазкой — на севере этой страны. Другие историки утверждают, что хититты имели две столицы: Кадеш на реке Оронт и Карчемиш на реке Евфрат.

О.Р.Гурней пишет: «Историческая «земля Хапи» во II тысячелетии до н.э. была государством, а позже — империей, созданной царями, правившими из далекой горной страны. Это царство и его официальный язык стали известны как «Хипиты», и это имя сейчас должно быть принято. Но «хипитский» язык не был коренным языком Малой Азии, и название Хапи было дано стране более ранним народом этой земли, которых мы называем хаттийцами. Индоевропейский хипитский язык был наложен на неиндоевропейский хапский язык народом-завоевателем».