Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Некоторые историки объясняют происхождение хипитов и их языка именно в таком ключе. Проблема, однако, по-прежнему далека от своего решения. Происхождение хипитов и их языка остается недостаточно изученным, и связанные с этой проблемой теории требуют более серьезного обоснования. В своем нынешнем состоянии теория происхождения хипитов от древних предков черкесов выглядит гораздо более солидной.

По мнению Р.И.Махоша, одна хорошо обоснованная центральная идея может быть прослежена во всех точках зрения и версиях о появлении и происхождении адыгов: это идея о том, что различные племена и народы (пра-шумеры, синды, пра-арабы и арийцы) пришли на Кавказ еще в первобытные времена. Согласно Н. Ловпаче, эти кавкасионцы (потомки дервних атыхов), жили именно там. «Они. как залив, впитывали в себя все чужеродное, что приходило извне, и ассимилировав это чужое, оставались самими собой». Мы обнаруживаем эту замечательную черту наших далеких предков, читая об их дальних тернистых походах.

А вот еще несколько подтверждений того факта, что адыги были исконными жителями Кавказа:

На заре бронзового века (вторая половина III тысячелетия до н.э.) образовалось племя, чью основу составляли кавказские горцы-адыги. Другими составляющими этой группы были южные хатты (хиттиты) из Шумер и индоевропейские арийцы. Позже, средиземноморские иберийцы — строители дольменов, присоединились к ним. Специалисты называют это образование Союзом майкопских племен. И это еще одно подтверждение тому, что адыги были древними жителями Кавказа.

Н.Ловпаче утверждает, что укрепленный лагерь, обнаруженный на горе НэгыжьыеЛузшъхь недалеко от Майкопа, за рекой Белая, был центром этих объединенных племен. Он предполагает, что именно здесь появился город Хаттуса, который был позже повторен в Малой Азии. Р.И. Махош пишет: «Другой значительно большой город периода Майкопской культуры, который был обнаружен археологом М.К. Тешевым, также существовал в долине реки Псинако в районе Туапсе. Предполагается, что этот город назывался Тапсек».

Таким образом, существуют две точки зрения, две версии о том, кто такие хатты (хиттиты): одна группа предполагает, что все прото-адыги, заложившие ядро нашего народа, назывались хаттами. Другая группа полагает, что только одно племя прото-адыгов, ушедшее с Кавказа в Малую Азию во время военной кампании, называлось этим именем.

Существуют археологические и лингвистические доказательства того, что адыги, абхазцы, пиренейские баски и арийцы Центральной Европы находились в определенных отношениях и имели точки соприкосновения в отдаленном прошлом. Возможно, именно поэтому А.С.Кляйн предположил, что предками адыгов были индо-арийцы Центральной Европы.

В своей книге «История Черкесии» С.Хотко помещает эту проблему во временные рамки. «В Анатолии регулярно открываются дохаттские памятники, древность которых потрясает: некоторые из них датируются VIII тысячелетием до н.э. Мы можем предположить, что хаттская цивилизация — одна из тех колыбелей, в которой выросло человеческое общество. В последние годы была генерирована гениальная теория сино-кавказской языковой семьи. Согласно этой идее, абхазо-адыги и хатты представляют собой западное самостоятельное крыло этой обширной семьи языков. Учитывая, что абхазо-адыги, как и хатты, относятся к понтийскому типу средиземноморской балканской малой расы (по российской классификации) и всегда считались наиболее чистым типом, дивергенция прачеркесского и пракитайского языков вполне может быть отнесена к эпохе неолита».

С.Хотко рассматривает отношения между хаттами и абхазо-адыгами в своей книге «Очерки истории черкесов». Он пишет: «Перечень этнологических сопоставлений между абхазо-адыгами и хаттами можно начать с еще одного наименования касков — этникона «абешла»-«апесила», который упоминается в надписи ассирийского царя Тиглатпаласара I (1115—1077 гг. до н.э.). Данный этникон сравнивают с этниконами Западного Кавказа эллинистической эпохи: «апсил» и «абазг», а также с этниконом «апшил», который употреблялся в раннесредневековой картлийской литературе для обозначения одного из абхазских племен».