Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Ибн Ияс выразил настроение черкесской аристократии: «Ибн Осман убил героев это было лишь При Птолемеях. Португальский лазутчик Перу ди Ковыльян, побывавший в Александрии и Каире времен Каитбая, был потрясен сказочным богатством этих городов, С поражением черкесов всему этому наступил конец.

Селим … однако, прекрасно понимал, что удержать под своей властью столь отдаленную и сильную страну будет чрезвычайно сложно. И согласно древнему принципу — разделяй и властвуй — он решил оставить управление завоеванными странами их прежним владельцам. Таким образом, Сирия и Египет после разгрома мамлюков сохранили внутреннюю автономию. «В завоеванных Селимом странах, — пишет В.В. Бартольд, — в сущности, все осталось по-прежнему, несмотря на изменение одежды войск и некоторых внешних обычаев. Наместниками Египта и Сирии были назначены черкесские военачальники; даже подати, собиравшиеся в Египте, оставались в самой стране и не посылались в Константинополь; … гвардия мамлюков сохранила свое прежнее устройство и свое прежнее жалование; даже было положено проклятье на всякого, кто произведет в этом отношении какие-либо перемены. Подданные Селима негодовали на своего султана за то, что он отнял у черкесов царство только для того, чтобы возвратить его им, без всякой выгоды для османцев; враги видели в этом проявление слабости». Мнение арабов по этому поводу сводилось к тому, «что победители, если бы сами в состоянии были управлять завоеванными областями, ни за что не отдали бы Египет Хаир-беку и Сирию Джанберды Газали».

Согласно С.Х. Хотко, «Из оставшихся в живых мамлюков тех эмиров, которые до конца были преданы Туманбаю, и мамлюков Хаир-бея были сформированы особые кавалерийские части османской армии, получившие наименование джамаат аль-джеракис (корпус черкесов). «Но при этом,— пишет Н. А. Иванов,— мамлюкам пришлось расстаться с элегантной рыцарской формой и одеть турецкий кафтан, шапку и сапоги. Из всего прежнего великолепия им оставили только бороды. Этим они стали отличаться от османских спахиев, которые тщательно брили подбородки».

29 августа 1517 г. наместником Египта был назначен черкес Хаир-бей, а 16 февраля 1518 г. другой черкесский изменник Джанберди ал-Газали стал правителем Сирии. Оба они получили свои посты в пожизненное владение. Причем Хаир-бей правил лод титулом малик аль-умара (король эмиров). 16 октября 1517 года произошло событие, которое символизировало собой переход мамлюков под верховное владычество Порты. В этот день «румцы (турки-османы) вынесли из цитадели Дамаска в мечеть Омейядов красное знамя без вышивки, с серебряным позолоченным полумесяцем на верхушке; … им заменили прежнее, более великолепное знамя черкесов из желтого атласного бархата, с вышивкой и золотым полумесяцем».

… Мамлюковед П.М. Хольт делает вывод о том, «что управление Египтом при Хаир-бее продолжало следовать практике мамлюкского султаната». …Османов к управлению не допускали. Их гарнизоны, состоявшие преимущественно из янычар, стояли в крупнейших юродах. Состав османских корпусов постоянно менялся, и командиры их никак не влияли на реальный ход событий. Королевский титул Саиф ад-дина Хаир-бея «символизировал особое положение Египта как союзника и вассала Порты». Двор Хаир-бея полностью отвечал мамлюкскому протоколу, он содержал собственную армию и был совершенно независим в своих внутренних делах Хаир-бей приложил все усилия для восстановления традиционной системы приобретения, обучения и выдвижения мамлюков».

Несмотря на это, Османы считали Египет частью Османской империи. Сначала Селим разделил мамлюкскую империю на три провинции: Алеппо, Дамаск и Египет. Официально Египтом правил паша, который был послан туда для этой цели османским султаном. В действительности, мамлюкские Беки правили во всех районах страны. Каждый район (мухафаза) имел своего Бека, который владел лучшими землями. Это время отмечает второй период установления черкесскими мамлюками своего господства в этой стране.

Как ни удивительно, после отъезда Селима черкесским мамлюкам было разрешение ездить верхом вооруженными. Предполагалось, что в то время в Каире и его пригородах жило около пяти тысяч мамлюков. Некоторые из них удерживали свои феодальные поместья, хотя многие были доведены до крайней нищеты.