Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Тем не менее, местное население не сменило своих представлений об этнической принадлежности управлявших им чужеземцев и продолжало, согласно многовековой традиции, называть их черкесами…». Это отношение объясняется тем обстоятельством, что Черкесия снабжала этот регион множеством мамлюков. Как правило, Черкесия снабжала больше мамлюков, чем все другие регионы Кавказа. «Численное преобладание представителей этого этноса приводило к отождествлению с ними остальных мамлюков, в том числе и некавказского происхождения.

Кроме того, необходимо отметить, что один из османских корпусов в Египте, «джамаат аль-джеракис», в XVII—XVIII вв., по-прежнему, формировался исключительно из черкесов. В этом нас убеждают данные хроники ал-Джабарти и … П.М. Хольта… Предпочтение, которое оказывалось черкесским невольникам и наемникам, определялось их высочайшей репутацией в военной сфере. Эвлия Челеби, восхищенный отвагой крымской конницы, был ввергнут в крайнее замешательство, увидев с какой бесцеремонностью расправляются с этими «рыцарями ислама» черкесы. О них он написал коротко и понятно: «Они вступают в бой как бешеные медведи»… Французский путешественник Вольней Константин Франсуа …заметил: «Турки из всех дороже ставят черказских невольников, или черкасов, потом Абацанов…».

«В самой мамлюкской системе периода XVII—XVIII вв. существовали «дома», основанные нечеркесами. Но главы этих домов, чтобы конкурировать с черкесскими домами, были вынуждены приобретать большое число черкесских невольников, которые, постепенно усиливаясь, занимали в этих домах лидирующее положение. Так, грузинский (менгрельский) дом ал-Каздоглийа, пришедший к власти в середине XVIII в., к концу века фактически очеркесился.

В военных беспорядках османских частей в Египте конца XVI — начала XVII вв. мамлюкские лидеры принимали самое активное участие, но в этот период они еще не шли на открытое противостояние султанскому наместнику, предпочитая провоцировать командиров османских корпусов.

Первое самостоятельное политическое выступление мамлюков произошло в 1630—31 гг., и оно сразу приобрело сепаратистский характер. Султанский наместник Муса-паша собрал мамлюкских предводителей во главе с черкесским эмиром Китас-беем и объявил им о султанском приказе выступить на воину с Персией — экспедиционный корпус должен был возглавить Китас. Но, собрав чрезвычайный налог и заняв огромную сумму у самого Китаса, алчный сановник сообщил в Константинополь, что у него нет средств на организацию экспедиции и что этому, помимо всего прочего, противятся мамлюкские беи. Поведение паши глубоко возмутило мамлюков. Часть беев выступила за немедленную расправу над наместником, но была удержана от подобных действий Китасом. Он и поплатился за свою нерешительность. 9 июля 1631 года во время празднования байрама на Китас-бея было совершено покушение. В схватке он получил смертельную рану и тут же скончался, Реакция беев последовала незамедлительно: они ввели свои отряды в Каир и арестовали пашу, потребовав от него удовлетворительных объяснений произошедшего. Паша отказался что-либо говорить и послал донесение султану Мураду IV.

Мамлюки, назначив из своей среды каймакама (т.е. временного заместителя), также послали в Константинополь донесение со своей версией событий и просьбой утвердить новую должность каймакама, как гарантию от произвола временщиков. Султан, дав положительный ответ мамлюкской делегации, по сути утвердил смещение своего наместника. Был создан прецедент, когда мамлюки могли смещать неугодного им пашу. Вся реальная власть в стране с этих пор находилась в руках мамлюка-каймакама, а паши, выражаясь словами Наполеона, «впали в ничтожество».

После смерти Китаса единству мамлюков наступил конец. Они разделились на две основные группировки: Факарийя и Касимийя. Первую возглавлял Ридван-бей ал-Факари — выходец из знатного черкесского рода. Он возводил свою генеалогию к Баркуку и Барсбаю и обладал огромным влиянием на широкие слои египетского общества. Дом ал-Факари был чисто черкесским домом и оставался таковым до самого своего распада в середине XVIII века. Ему противостоял дом ал-Касими, основанный в самом начале XVII века черкесом Касымом. К 1631 году,— продолжает С. Хотко,— Касимийю возглавлял Кансав-бей (Къаншъау). Чтобы иметь надежное окружение, которое не поддавалось бы на пропаганду лидеров Факарийя. Кан-сав-бей накупил большое число боснийских невольников. Его правой рукой был черкесский бей Мамай.