Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

«Этническая связь хаттов и касков с абхазо-адыгами не вызывает сомнения, по крайней мере, в контексте лингвистического аспекта этногенеза. В.В.Иванов считает, что фонетические соответствия не оставляют места для возражений в том, что по своей лексике хаттский является языком древнесеверокавказской семьи и особую схожесть обнаруживает с западнокавказскими языками. Другой лингвист, изучавший эту проблему, И.М. Дьяконов, пришел к выводу, что хаттский язык демонстрирует «известные черты схождения с абхазо-черкесскими языками». Одно из последних мнений по проблеме было высказано польским лингвистом Яном Брауном: «На всех плоскостях своей структуры, фонетической, морфологической, синтаксической и лексической, хаттский язык обнаруживает явное сходство с материалом северо-западной группы исконных кавказских языков. Пришло время, чтобы начать детальные, сравнительно-исторические штудии над хаттским языком, с одной стороны, и абхазо-адыгским, с другой. Невозможна подготовка комплексной, научной сравнительно-исторической грамматики северо-западной группы кавказских языков без учета хаттского, который представляет как будто «санскрит» для упомянутой языковой группы». Хаттская топонимия также демонстрирует значительную степень созвучия с топонимическим материалом абхазо-адыгов. Так, например, схожими предстают названия хаттского культового центра Лихцина и культового центра средневековой Абхазии — Лыхны. Каскейские и абхазо-адыгские топонимы и гидронимы столь схожи по звучанию, как если бы они были даны одним этносом и в одну историческую эпоху: Гагра, Ачандара, Парпара, Атара, Дахара, Ачигвара, Синоп, Арипса, Апсарея, Туапсе, Акампсис, Дуабзу, Ахыпс. Хыпс, Лашыпс, Дагарыпш, Рапш, Супса и многие другие».

«Одно из наиболее значимых лексических совпадений — термин «уашъхъо». Г.А. Меликишвили впервые обратил внимание специалистов на общность хаттского washab и адыгского uashkho, и считал это тождество весьма важным для подтверждения родства хатгов и абхазо-адыгов. «Одной из самых показательных лексико-морфологических встреч,— отмечал Ш.Д.Инал-Ипа,— между хатгскими и абхазо-адыгскими языками является полное совпадение по форме и содержанию названий бога Уашхо, древний религиозно-мифологический образ, который был известен аборигенам Малой Азии еще за 2 тысячи лет до н.э. и сегодня не совсем забыт в кругу абхазо-адыгских народов — во всех абхазо-адыгских языках термин: абхазск.— «уашхуа», убыхск.- «уашхва», адыгейск.— «уашхо», кабард.— «уащхъуэ» используется в основном как выражение самой верной клятвы и заверения; реже он употребляется как «бог» у убыхов, «бог клятвы» у кабардинцев, «небесный свод» у адыгейцев и т. д. В текстах на хаттском языке Малой Азии слово «уашхо» встречается в значении «божество», «бог вообще».

Ряд подобных историко-культурных параллелей между хаттами и абхазо-адыгами чрезвычайно обширен и приводится, в частности, в работах В.Г.Ардзинба.

Таким образом, вышеприведенные материалы позволяют констатировать существование в древнейшую эпоху (предшествующую античности) на Западном Кавказе мощного прото-абхазо-адыгского этноса. Последний занимал также обширные территории в Северном Причерноморье и Приазовье, где фигурировал под «этикеткой» киммерийцев, и значительную часть Анатолии (Малой Азии), где фигурировал под «этикеткой» хаттов и касков. В XII-XI вв. до н.э. малоазийскнй анклав прото-абхазо-адыгов прекращает свое существование. Причины крушения Хеттского Царства и родственного ему каскейского союза племен в историографии связывается с экспансией так называемых «народов моря», чья этничность не выяснена до сих пор. Значительно позднее, в VII в. до н.э., вероятно под натиском скифов, прекращается история Киммерии. Тем не менее, как полагают некоторые исследователи, история киммерийцев продолжилась под именами синдов и меотов на Западном Кавказе».

Подводя итог, можно сказать, что это превалирующие точки зрения историков и ученых, касающиеся происхождения черкесов. Несомненно, что ученые будут продолжать свои исследования и дебаты на эту тему и в будущем. Между тем, мы можем без риска заключить, что предками черкесов были люди, создавшие на заре медно-бронзового века монументальный нартский эпос на адыгском языке, высоко поэтичный по форме и стилю, считавшийся высшим образцом традиционного воспитания, психологического образа и моральных устремлений черкесского народа, хранилищем его кодекса законов и манеры поведения. Этот эпос является кладезем сырой исторической информации о народе, начиная с первобытных времен, который также сохранил для нас целый пантеон наиважнейших черкесских героев и просветителей, на которых все новые поколения черкесов неизменно хотели походить.