Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Константин Франсес Вольней, который посещал Сирию и Египет в 1783,1784 и 1785 гг., описал среди прочего жизнь адыга (черкеса) Али-бека (1728—1772). В 22-летнем возрасте он был правителем одного «мухафаза» в Египте. Тринадцатью годами позже этот черкес стал шейхом ал-балада, правителем всех районов «мухафаза». В том году ему был присвоен очень респектабельный титул ал-Кабир. Еще через несколько месяцев он сокрушил турецкий гарнизон в Каире и захватил город. Затем он отправился в Аравию и Сирию командиром мамлюкской армии и одержал несколько побед. Али-бек был избран Халифом Мекки. Таким образом, Египет освободился от Османской империи и снова стал независимым.

Мухамед Хафица пишет: «В трудные османские времена беки Египта обладали достаточной свободой, чтобы укрепить мамлюкскую армию и всю армию в целом. Они воспользовались этой свободой и привезли множество молодых воинов с Кавказа, преимущественно адыгов, абадзехов и мингрельцев. Среди них был 13-летний абадзех Юсуф, сын Шогена Даута, с берегов Кубани. Позже он стал одним из наиболее выдающихся мамлюков. Именно он был удостоен титула ал-Кабир, и его имя стало известным повсюду за его мужество и мудрость. Но его жизнь была коротка. Два Алибекских мамлюка, Мурад-бек и Ибрагим-бек, унаследовали его пост и правили совместно. Они правили Египтом вплоть до атаки Каира Наполеоном. Мамлюки и французы сразились в 1791 г. на берегу Нила, вблизи Эмбаба, недалеко от Джезиры».

«В 1739 году Осман-бей ал-Факар был свергнут в результате мятежа, поднятого Ибрагимом ал-Каздоглу, и бежал сначала в Верхний Египет, а затем в Константинополь, где и скончался в 1776 г. Тем не менее, мамлюкам Каздоглийи не удалось сразу утвердиться по всей стране. Междоусобная война продолжалась до 1748 г. Но это не была война между черкесами и грузинами: среди рода Каздог лийя было немало черкесов и абазов, и верным союзником Ибрагима Катходы был Ридван-бей, командир черкесского корпуса. В результате этой борьбы Факарийя утратила окончательно свои лидирующие позиции в Каире и во всех египетских провинциях. С этого времени и до 1811 г. страной правили мамлюки Каздоглийи, причем период гегемонии грузинских беев ограничивается двадцатью пятью годами — с 1748 г. по 1773 г., когда к власти пришел абхаз Мухаммад-бей Абу-з-Захаб.

Ибрагим Катхода ал-Каздоглу правил, не считаясь со Стамбулом. Место паши при нем подолгу оставалось вакантным, и налог в пользу султана не отсылался. Оппозицию ему возглавлял Черкес Ибрагим-бей. Армянский купец и путешественник Лузиньян, автор «Истории о возмущении Али-бея против Оттоманской Порты», писал, что продвижение Ибрагимом Катходой грузинских мамлюков в звание беев «положило основание вражде между обоими Ибрагимами, которая не прежде окончилась, как пока грузинский Ибрагим в 1758 году учинился жертвою стороны Черкаскаго». Однако, согласно хронике Джабарти, Ибрагим Катхода умер своей смертью в 1754 году.

После Ибрагима Катходы вся власть перешла в руки Ридван-бея, который вовсе не желал царствовать и был поглощен всецело своим любимым занятием — строительством дворцов. Он не выдвинул ни одного из своих мамлюков или солдат в ранг бея, а Черкес Ибрагим-бей смотрел на него, как на предателя черкесского дела. В результате, когда через шесть месяцев новый лидер Каздоглийи Али-бей поднял мятеж, Ридван-бей оказался неспособен на сопротивление, был смещен и убит. Но дом Каздоглийи постигла та же участь, что и Факарийи, Касимийи и прочие мамлюкские дома. Последовала многолетняя борьба за верховную власть между отдельными кланами. Она завершилась приходом в 1753 г. к власти Али-бея. принявшего титул шейха ал-балада. Сепаратизм мамлюков в правлении Али-бея достиг своего апогея. Он провозгласил себя султаном Египта, захватил Хиджаз и начал войну с Османской империей за обладание Сирией. Разрозненные дружины мамлюков были объединены в единую, мощную армию, которая вела успешные операции против турок, сирийцев и бедуинов. Все это дало основание К.М. Базили утверждать, что Али-бей возродил черкесское могущество на берегах Нила. Сам Али-бей не был черкесом. По свидетельству знавшего его Лузиньяна, он родился в Абхазии, в семье христианского священника Давида. Г.А. Бей-Мамиконян выводит отсюда гру-зинское происхождение Али-бея.