Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Киммерийцы и меоты

Киммерийцы, «страна которых находится на северном берегу Черного моря и включает таврический Херсонес», считаются самыми древними обитателями Северо-Западного Кавказа. Империя, состоявшая из целого числа этнических групп и племен (меоты, синды, дандарии, тореты и др.), была создана за много веков до нашей эры. В начале 1-го тысячелетия до н.э. они представляли собой могущественный союз племени, занимали степные районы Черноморского побережья, Крым и Северо-Западный Кавказ. Согласно информации, прочитанной на глиняных табличках, найденных в Ниневе, столице Ассирии (VII в. до н.э.), «страна Гамирр» наводила ужас на мировые державы Передней и Малой Азии».

По мнению С.Хотко, «общение со Степью всегда было очень важным фактором в формировании и длительной истории абхазо-адыгского сообщества. Первый известный по письменным источникам народ на территории Северного Причерноморья и Западного Кавказа — киммерийцы. В каком отношении пребывали киммерийцы и горцы Западного Кавказа, называли ли современники древних абхазо-адыгов этим этнонимом, а если киммерийцы другой народ, то входили ли абхазо-адыги в состав их державы — все эти вопросы необходимо рассмотреть в целях воспроизведения полной картины абхазо-адыгского историко-культурного типа в первой половине I тыс. до н.э. Признанный специалист по проблеме этнической атрибуции киммерийцев Л.А. Ельницкий отмечал, что «говоря о киммерийской культуре, мы должны иметь в виду северо- и западнокавказскую культуру эпохи раннего железа в целом, связанную в предгорьях отчетливыми переходными ступенями с культурой причерноморских скифов».

Выделение античного периода в истории абхазо-адыгов связано исключительно с необходимостью систематизации наших представлений об историческом прошлом Западного Кавказа».

Одни источники говорят, что «это было, пожалуй, в VII в. до н.э., когда киммерийцы, вытесняемые из своих домов скифами, совершили набег в Малую Азию,

разграбили Сардис и разрушили Магнезию, но потерпели поражение при попытке захватить Эфес и были оттиснуты назад аллиатами Лидии». Поскольку меоты были частью киммерийского союза, вполне возможно, что эта информация подтверждает традиционную память адыгского фольклора, о которой упоминалось выше.

Согласно другим источникам, период, когда скифы вытеснили киммерийцев из этого региона, относится к VIII веку до н.э. Предполагается, что после этого киммерийцы распались на несколько групп и рассеялись. Доктор Шаукат аль-Муфти утверждает, что «только синды и киммергеи, составлявшие основную группу, были черкесами, оставались на Кавказе и продолжали жить там под теми же именами в качестве различных племен адыгского народа».

Синдо-меотская культура развилась в I тысячелетии до н.э. В то время меоты и другие горные племена составляли основное население Северо-Западного Кавказа. Их имена встречаются в древних греческих, римских и восточных литературных источниках. Гекатей Милетский (VI в. до н.э.) первым упоминает меотские племена. Позже Страбон писал, что к меотским племенам относятся синды, дандарийцы, тореаты, агры, аррахи, тарпеты, обидиакенты и досхи. Боспорские надписи упоминают синдов, дандариев, торетов, псессов, фатеанцев и досхианцев как меотские племена. Одна надпись назвала Перисада царем синдов и всех маитов (меотов).

Меоты. Термины «маиты», «меоты» и «меотийцы» являются собирательными и относятся ко многим родственным племенам, населявшим Северо-Западный Кавказ, бассейн Кубани и восточное побережье Азовского моря. Меоты считаются предками адыгов.

Факторы, подкрепляющие теорию происхождения адыгов от меотов, обнаруживаются в археологических находках, лингвистических данных и в географических названиях. Собственные имена, упоминающиеся в надписях на каменных плитах Боспора, до сих пор встречаются среди адыгов: Багос, Дзадеу, Блепс и т. д. Другие имена, такие как Псао, Псехако и древние названия Кубани — Псат, Описсас и Псатей — содержат адыгский корень «псы» (вода). Более того, археологические раскопки на месте бывших меотских городов на территории Адыгеи (Тахтамукай. Ново-Вочепший, хутор Красный) подтверждают, что меотская культура продолжала развиваться здесь вплоть до раннего Средневековья. Естественно, что многие ученые относят древнее меотское население к адыгскому массиву.