
Свидание в Черкесии. Из «Одежды народов Северного Кавказа», Е. И. Студенецкий
Шапсуги — самый многочисленный народ, воинственный, но менее предприимчивый, чем их соплеменники. Шапсуги занимали богатый край между реками Шахэ и Пшада на южной стороне Главного хребта и между реками Супе и Адагум, на северной стороне хребта. Шапсуги считались опасными соседями черноморцев, и пластунам часто приходилось сдерживать их от смелых набегов в русские пределы. Шапсуги умели мужественно и стойко защищаться на своей земле. Среди их предводителей прославились лихие наездники, например, Шеретлуков Казбич. Шапсуги более абадзехов привыкли к удобствам жизни; на берегу моря у них было несколько мест, которые служили пристанями для турецких мелких судов (кочерм), например, Туапсе, Джубга и Пшада. Получая от турок оружие, боевые припасы, соль, железо, мануфактурные товары, шапсуги продавали им почти исключительно рабов, мальчиков и девочек. Среди своих соплеменников шапсуги не пользовались уважением за кровожадность, непостоянство и страсть к хищничеству; наиболее же в дружбе жили они со своими соседями — натухайцами.

Черкес в кольчуге в сопровождении жены и дочери, 1837 г. Из «Путешествие в Черкесию» Эдмонда Спенсера

Адыгское Хасэ. Фоторепродукция в музее Аммана
Натухайцы жили за Абином, вплоть до Новороссийска. Анапы и до впадения Кубани в Черное море. Земля натухайцев состояла из богатых долин и гор. покрытых лесом. Занимая побережье моря, натухайцы отличались более мирными наклонностями и были менее воинственны; все свое благосостояние они основывали на деятельной и выгодной торговле.
Что касается абазинских племен, то между ними выделялись джигеты; выше джигетов, по обеим сторонам р. Псху, жили племена псху и ахчипсху, известные под именем медовеев: наконец, в верховьях рек Аше и Псезуапсе — племя хакучи Кроме того, по течению реки Уруп жили ногайцы, а так называемые «беглые» кабардинцы — по Большому и Малому Зеленчукам; вдоль по реке Кубани до Екатеринодара — бжедуги.

Натухайский аристократ из Анапы, 1840 г. Из альбома графа Г. Г. Гагарина.
Предки черкесов вообще (адыге) отличались большим благородством, умом и славились трудолюбием. С течением времени их мирная жизнь нарушалась военными тревогами. С непреодолимым стремлением к независимости они развили в себе необыкновенную воинственность и стали грозою для соседей. Строгое воспитание приучило их переносить и сильный зной, и горный холод, и безропотно испытывать лишения. Умение владеть оружием стало главною обязанностью черкеса — на лихом коне, в стальной кольчуге, нередко оборванный и грязный, но всегда щегольски вооруженный, ловкий и неутомимый, он покидал семью и пускался в набег, как на праздник. Все развивало в нем буйный дух наездничества. Не смерти, но бесславной жизни боялся черкес и смело шел на врага…
Чтобы иметь хорошее оружие, черкес ничего не жалел для приобретения его». Он «был ловок в набегах, умел вовремя пустить в бегство преследуемого врага, а
затем напасть на него внезапно. Черкессы …служили образцом для подражания своим воинственным соседям на открытых равнинах черкесская конница любила действовать холодным оружием и предпочитала бросаться в шашки. При обороне в пересеченной местности черкесы отлично умели пользоваться местностью, встречая атакующего противника метким огнем из-за деревьев и камней.
…Русское казачество, прошедшее к берегам Кубани, встретило в черкесах необыкновенных противников, и границы двух земель стали местом кровавой борьбы. На обширных Прикубанских равнинах было полное раздолье для конных черкесов и для линейных казаков. И те и другие отличались мужеством и, встретившись, не отступали и не просили пощады друг у друга.