Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Черкесский эпос был популярным во все исторические времена. Как пишет Кадыр Натхо, адыгская (черкесская) трагедия началась отнюдь не в XIX веке, который оказался (по времени) ее завершением. Черкесский народ всегда находился в орбите интересов османоазиатского и европейского имперского сознания, будучи «лакомым кусочком» для «благовоспитанных соседних цивилизаций», в тоги числе и для их северного соседа, которого адыги назвали «урусами». С ними были особые отношения, вызванные многовековым соседством, породившим и братство, и дружбу, и куначество. Это соседство имело всевозрастающее и драматизирующее свойство, ту сложность «исторических обстоятельств», которая, в конечном итоге, должна была обнажиться в трагедии мирового масштаба.

Конечно, документов и свидетельств об этом периоде черкесской исторической драмы гораздо больше, чем о любом другом звене долгой трагической хроники народа. Натхо Кадыр приводит сотни, тысячи документов, характеризующих ту эпоху. Активизация процессов по присоединению территории Черкесии к России началась с захвата Азова Петром Великим. «Пробив окно в Европу» через северные земли, Петр I понял, что «обхват» Европы возможен не одними северными мероприятиями, также остро необходимо покорение южных районов, в том числе разложение турецкого влияния на северные территории Черного моря. Так началась многовековая адыгская (черкесская) трагедия, завершившаяся в 1864 году полнейшей катастрофой многовековой адыгской нации и ее величайшего духовного потенциала.

Где живут сегодня адыги? Лучше спросить — где сегодня не живут адыги — нет такого государства или материка, где бы они не проживали.

Адыгской (черкесской) трагедии невозможно было избежать, так как вокруг нее было слишком много могущественных государственных образований, чтобы остаться в спокойной изоляции.

Рассуждая же о том, могли ли адыги остаться на своей исторической земле, нельзя найти однозначного ответа. Ответ на этот вопрос требует глубоких размышлений. Понимая, что весь народ ни при каких исторических обстоятельствах не может оставить свою землю, если только ее навсегда не покрыла водная стихия, сложно признавать случившийся факт переселения практически целого этноса с родных мест на чужбину и сопутствующей этому процессу массовой гибели людей.

Несмотря на все старания турецкой миграционной политики, не заинтересованной в таком количестве черкесов, на территории страны оказалось более миллиона человек, которых впоследствии пришлось расселять по различным уголкам тогда еще Османской империи. По свидетельству автора «Черкесской истории» в одно время на Балканах проживало около 400 000 черкесов, но вскоре большинство из них были расселены по странам Средиземноморья. В результате сегодня в Турции проживают около 4—5 млн. черкесов, в Сирии — 60 тысяч, Иордании — 140 тысяч, Ливии — 135 тысяч. Адыги живут даже в Австралии.

Многие из адыгов (черкесов) в странах проживания занимают высокие государственные посты, являются крупными промышленниками, организаторами сельскохозяйственного производства, учеными, художниками, писателями, всемирно известными спортсменами. Однако и в настоящее время черкесы не стали полноправными членами общества в странах своего проживания. Оскорбительное слово «ХЭ-ХЭС» (чужак), кажется, навсегда закрепилось за ними. Естественно, они стремятся вернуться на историческую родину, многие уже вернулись, но эти «многие» не составляют даже сотой доли процента проживающих там черкесов. Покинув свою землю (независимо по какой причине), народ в течение длительного времени служит чужой истории, чужой культуре, чужому языку, даже чужому этногенетическому коду. Оставшиеся же в России адыги (черкесы) сохраняют свое культурно-этнопсихологическое начало, пишут, разговаривают на своем языке. Очень многим это не удавалось за рубежом, так как согласно конституции страны, в Турции все — турки. Только совсем недавно в Турции было разрешено говорить по-черкесски.