Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Османская империя расселяла черкесов на Балканах для того, чтобы использовать их там в роли полиции и чтобы увеличить число мусульманского населения в регионе. В то время христианское население преобладало во многих регионах империи над последователями ислама.

Таким образом, черкесы «оказались рассеянными среди сербов, болгар, албанцев, греков на Балканах. «По той же причине черкесов поселили в Бейруте, на острова Родос, Кипр, Крит».

По Н. Бэрзэджу, «Анатолийские христиане в те годы проживали в основном в небольших городах и поселках, и черкесов поселили в них…. На южном побережье Мраморного моря, где расположены названные поселки, в настоящее время находится 120 черкесских аулов на местностях Мудоние, Гемлике, Бандырма и Эрдеке…

С помощью черкесов Порта стремилась контролировать христианские малоэтнические группы, игравшие важную, несравнимую с их численностью, роль в большой политике и поддерживали связи с европейскими державами. Когда численность , переселяемых в Адапазар черкесов достигла 40 тысяч, христиане города обратились с жалобой к английскому послу в Стамбуле… В английское же посольство обращался с аналогичной просьбой и армянский патриарх в Стамбуле. Узнав о том.

что в город Муш собираются переселить 4 тысячи черкесских семей, он просил посольство Англии добиться отмены этого решения. … Греция тоже «официально обратилась к правительству Османской империи с требованием не размещать черкесов близ ее границ… Против переселения черкесов на острова Средиземного моря активно выступали христиане Родоса, Крита и Кипра. Их действия усугубляли и без того тяжелое положение изгнанников, переживших немало трагических событий пути к местам поселения. Так, перевозивший черкесов корабль «Сфинкс» был униничтожен внезапно вспыхнувшим пожаром недалеко от берегов Кипра. Оставшиеся в живых пассажиры были высажены в порту Магоса.

Демонстрации протеста провели и киприоты-христиане Никосии и Ларнака неоднократно обращавшиеся в посольства европейских государств с просьбой пустить заселения их городов махаджирами. Из-за такого рода протестов пароход «Тимово». перевозивший в Ларнак 2 тысячи черкесов, был вынужден изменить курс и направиться в Анталию. В Бейруте прошли аналогичные выступления христиан против планировавшегося заселения 1 200 черкесов в Акфе, где им, в свою очередь так и не дали сойти на берег.

Европейские газеты ежедневно публиковали статьи, в которых в преувеличенном виде сообщалось о волнениях среди христиан, связанных с водворением среди них горцев-мусульман… Незначительное столкновение между представителями местной христианской общины и переселяемыми черкесами на пути в Траблус-Шам раздувалось до уровня международного конфликта и тут же подключавшиеся посольства Италии и Франции рассылали официальные меморандумы правительствам своих стран и Османской империи. Таким образом, включение черкесов в арсенал средств османской колониальной политики в христианских регионах вызвало ответную реакцию панславистов и западных держав, что стало причиной возникновения в Европе античеркесского психоза. Естественно, что в такой обстановке изгнанные с Кавказа горцам не приходилось ждать от кого-либо помощи или сочувствия».

Полковник С. Уилсон писал, что «абхазы, кабардинцы, абадзехи, шапсуги — красивое племя; они сильнее, мужественнее, смышленнее местных крестьян и способны к образованию. Черкесы ввели в крае лучшие телеги, стали строить более удобные дома и лучше возделывать землю; вообще они могли бы сделать много для развития края, если бы турецкое правительство более позаботилось о них».

В 1904 г. К.Н. Смирнов делился мнением с капитаном Уилсоном о черкесах, Он писал: «Наиболее культурный элемент в крае — наши кавказские выходцы, известные под общим именем черкесов. Что же касается турок, то они, видя во многом превосходство черкесов, подчас ненавидя их, все-таки уважают и стараются расположить в свою пользу». Английский консул Пальгрев также обращал внимание на трудолюбие и порядочность черкесов-махаджиров: «Здесь будет кстати отметить, что усердно распространяемые отзывы о дурном поведении, беспокойной праздности и разбойничьих наклонностях черкесских и абхазских выселенцев по большей части ложны и, во всяком случае, сильно преувеличены. Этих переселенцев можно причислить к самой трудолюбивой и порядочной части всего населения; прибытие их принесло стране много пользы».