Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Черкесские поселения на территории Дамаска

Изгнанники, которых успели вывезти с Балкан до 16 апреля 1878 года, в количестве не менее 25 тысяч человек (большинство из них — черкесы) были отправлены в Билад-эш-Шам. Однако, по другим источникам, эта цифра могла достигать 100 тысяч человек….

Несмотря на высокие темпы переселения, в Стамбуле оставались десятки тысяч ожидавших своей очереди изгнанников, и такая ситуация сохранялась даже в 1883 году, что вызывало беспокойство османского правительства. По лому в 1879 году планировалось 10 тысяч семей черкесов отправить в Алеппо, еще 5 тысяч семей (большинство из которых были новые переселенцы с Кавказа) — в другие районы Сирии.

Помимо этого первые черкесские колонии были созданы еще в 1872 году в Кунейтре и Хомсе.

Анализируя все вышеприведенные данные и учитывая длительность переселенческого процесса, растянувшегося по первое десятилетие XX века. можно сделать вывод, что с 1872 по 1910 годы в разные регионы Билад-эш-Шама было переселено не менее 50—60 тысяч изгнанников. Многие аулы, основанные ими в то время, существуют и по сей день…

Позже мы опишем более детально Черкесские поселения, сформировавшиеся на этой территории, которая сегодня составляет Сирию, Иорданию, Ливию, Палестину и Израиль.


Другие поселения черкесов, выселенных с Балкан

«Часть доставленных в Самсун черкесов поселили в окрестностях этого города, остальных направили в Сивас и Анкару. Еще одна группа была расселена по побережью Мраморного моря, между Адапазаром и Бандырмой. Горцы, проживав шие прежде в Деде-Агач (Болгария), были вывезены в Измир, где основали новые аулы между Манисой и Айдыном. Изгнанники, перевозимые пароходом «Салоники» расселялись в Адане, Анталье и Мерсине. Часть черкесов, отправленных из Шумны и Варны, была поселена в ливийских городах Траблус-Гарб, Бенгази и Дерна».


Новые волны иммигрантов в Турцию

Мы видели, что жизнь черкесов в Турции была жалкая. Они жили годами в абсолютной нищете в лагерях. Холод, тиф, оспа и голод убивали их тысячами.

Черкесы на родине были хорошо осведомлены об этом. Несмотря на это некоторые из них продолжали стараться переселиться в Турцию. Очевидно, их условия под российской оккупацией были абсолютно невыносимыми.

Соответстванно Н. Бэрзэджа, социально-экономическая ситуация резко ухудшилась на Северном Кавказе в это время. «Экономический гнет завоевателей сопровождался политикой охристианивания местных народов… Протурецки настроенная часть исламского духовенства, расписывая прелести переселения, изображала страну османов земным раем…». Более того, «в 1887 году по указу султана, была возрождена иммиграционная комиссия… Соответственно К. Карпата, она была преобразована в «Верховную мусульманскую иммиграционную комиссию». Из-за пропаганды исламского духовенства и гнета русских колонизаторов число иммигрантов росло быстро (большинство были черкесами)».

Данные А.Х. Шеуджена об этих новых волнах иммиграции: «Осенью 1872 г. 8 аулов Майкопского уезда, принадлежащие К. Унарокову и Э. Джанкетову, пришли в волнение и потребовали от царских властей разрешение выехать в Турцию. Спустя год, это движение было поддержано горцами Екатеринодарского и Баталпашинского отделов. Царские власти с помощью воинских частей подавили крестьянские выступления. В архивных источниках можно найти некоторые подробности, относящиеся к этому вопросу. Так, Екатеринодарский уездный начальник Макаров доносил в конце 1872 г.: «Жители аулов бжедугского племени и большинство шапсугов приняли между собой присягу о составлении поголовной просьбы о переселении в Турцию. Предварительно в Турцию были посланы депутаты-эфенди: Шапсуго Асколок из а. Ассокалай, Хаджебий Шевабук из а. Тахтамукай, Хапат Тэшь из а. Лакшукай, Гасан Хаджи Шумыук из а. Пчегатлукай, Натхо Хацац из аула Кунчукохабль и Хаджи Хут из аула Лакшукай. Однако их прошение султану об отводе в Турции земель для 3000 переселенцев-черкесов осталось без ответа»….