Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Новые черкесские республики

Мы видели как, строго придерживаясь политики «разделяй и властвуй» своего предшественника, администрация Советского Союза раздробила Черкесию, и Северный Кавказ вообще, на множество разных административных единиц. Хотя автономные республики и области были лишь «номинальными», их статус имел негативный и позитивный эффект. Негативный — способствовал разделению черкесов на различные региональные группы, отделению друг от друга, что усложнило общение между ними. Позитивный эффект связан с тем, что он обострил интерес к общей истории. Кажется, они ждали национальной самостоятельности и с началом «Гласности» и «Перестройки» все черкесские административные единицы провозгласили себя суверенными республиками:

  • Республика Адыгея: 7 800 кв. км. Население: 450 000. Столица — Майкоп.
  • Кабардино-Балкария: 12 500 кв. км. Население: 785 000. Столица — Нальчик.
  • Республика Карачаево-Черкесия: 8 600 кв. км. Население: 427 000. Столица — Черкесск.
  • Республика Абхазия (последовало позже): 14 100 кв. км. Население: 524 000. Столица — Сухум.

Вопрос Шапсугского автономного района остается пока нерешенным. Другие Северо-Кавказские республики:

  • Чечня: 15 000 кв. км. Население: 862 000. Столица — Грозный.
  • Дагестан: 50 300 кв. км. Население: 1 802 000. Столица — Махачкала.
  • Ингушетия: 3 000 кв. км. Население: 300 000. Столица — Назрань.
  • Северная Осетия: 8 000 кв. км. Население: 632 000. Столица — Владикавказ.
  • Южная Осетия: 3 900 кв. км. Население: 99 000. Столица — Цхинвал.

Закавказские республики были признаны независимыми государствами после развала Советского Союза. Статус республик ратифицирован для всех. Российская конституция. от декабря 1993 г., изменила «суверенный» статус республик на «равных» с другими регионами России.

Некоторые люди обвиняют Михаила Горбачева за распад бывшего СССР, в любом случае, распад Советского Союза — могучей державы, «которая была способна противостоять самым сильным странам в мире»,— нарушил геополитическое равновесие в мире, повлек за собой социальные и межнациональные конфликты» в разных бывших республиках, в частности на Кавказе.

Чувство дружбы упрочнилось между черкесами и русскими в этой напряженной политической атмосфере. Экономические и политические проблемы решаются между ними взаимным согласием. Представители молодой Республики Адыгея сказали: «Уходя, мы остаемся!» Оно подтвердило прочность экономических, культурных и просто человеческих связей между черкесами и русскими, черкесами и казаками.

На фоне межнациональной вражды во многих регионах бывшего СССР руководство Республики Адыгея проводит трезвую и взвешенную политику и является своеобразным гарантом мира и спокойствия в Северо-Кавказском регионе. В трудные времена Президент, парламент и правительство приняли ряд мер для стабилизации социальных, экономических и политических ситуаций и для создания благоприятных условий для перехода к рыночным отношениям во всех сферах национальной экономики.

Роль Адыгеи в грузино-абхазском конфликте известна. Она фактически стремилась предотвратить военный конфликт и делала для этого все возможное. Понимая чувство солидарности добровольцев с абхазским народом, проявляя озабоченность об их судьбе, правительство решило не допустить вербовку добровольцев в зону конфликта. Это создавало определенное напряжение в Республике.

Руководство Адыгеи проводило большую работу по организации гуманитарной помощи Абхазии. Президент Джаримов последовательно старался уговорить Президента Ельцина принять конкретные меры по этой важной проблеме. В апреле 1995 г. он обратился к Председателю правительства Российской Федерации В. С. Черномырдину с просьбой оказать гуманитарную помощь абхазскому народу. Он подчеркнул, что в настоящем Республика Абхазия заблокирована и изолирована от внешнего мира. Представительство Министерства иностранных дел в Майкопе делало все, чтобы вместе с республиками Северного Кавказа оказать гуманитарную помощь Абхазии.