Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Морской министр Кайсерили Ахмет-паша в один момент хотел было нанести удар из-за спины убитого, но упал в крови, пораженный ножом, который Хассан достал из голенищ и всадил в неповоротливого министра. А министр иностранных дел Рашид-паша, попытавшийся выстрелить в Черкеса Хасса на, был изрешечен из второго пистолета. Двух адъютантов и слугу, пытавшихся на броситься на него, Хассан встретил выстрелами. Наконец, прибыл жандармский пат руль, который произвел штыковую атаку. И только тогда удалось взять разъяренного Хассана. Его судили и приговорили к смерти через повешание. Перед казнью он у виселицы крикнул: «Падишаха убил Хуссейн Авни-паша!»

Никто не осудил бы его, если бы он продолжал спокойно жить и отправился по назначению в Багдад, но правила черкесского правосудия не позволили ему сделать это. Он был похоронен с почестями, а на его надгробии написали о его мужестве. Ему сочувствовали не только соплеменники и сторонники Абдул-Азиза, но и вообще едва ли не все жители Стамбула. В результате мести Черкеса Хассана погибли все главные заговорщики, сместившие Абдул-Азиза. Художественное осмысление этих событий мы видим в историческом романе Георга Борна «Султан и его враги».

Авторитет черкесов и, тем более, их предводителей был непререкаем. Махомет Ечерух указывал, в этой связи, «что каждый турок с гордостью заявлял, что он черкес, и не было почти более или менее богатой семьи, где бы матерью не считалась черкешенка; облагородив тип оттомана, горцы и черкесы внесли живую струю и в государственное управление».

Правление Абдул-Хамида, со всей неоднозначностью этой фигуры, было достаточно благотворным для черкесской махаджирской общины, которая успешно приспосабливалась к новым условиям. Как правило, они занимали самые лучшие земли на Балканах, в Анатолии и Сирии.

Тяжкие испытания не сломили их дух и волю. Более того, все те земли, на которых ныне живут их потомки, были завоеваны первым и вторым поколением махаджиров. Формально, эти земли были выделены им османским правительством, но на деле черкесам пришлось силой брать их у местных племен: болгар, сербов, армян, курдов, друзов, бедуинов и самих турок. Даже фанатичные и воинственные курды уступили черкесам свои земли между Кайсери и Сивасом. Черкесы основали вкупе с чеченцами свои поселения от Мардина до Хилла и Кербелы на территории иракского Курдистана. У курдов, вытесненных с района Узун Айла (между Кайсери и Сивасом), до сих пор имеется печальная песня о том, как их предкам в результате жестокой войны с белокурым и голубоглазым народом в высоких баранньих папахах пришлось оставить свои селенья и уйти на восток. На фоне курдов абадзехи, темиргоевцы и кабардинцы, занявшие земли Токата, Сиваса и Кайсери действительно выглядят как блондины. Российский военный историк В.А. Потто уже в 1840 году писал: «Самому курду, так славному на Востоке удальством, закубанский горец не доверил бы даже почистить свою винтовку или шашку». О черкесах, поселившихся в районе Токата (фактически, это уже район Узун Айла), в 1877 году писал А.В. Элисеев: «Округ Токата интересен для нас, русских тем, что заполнен поселками черкесов. Эти отчаянные джигиты и головорезы, которые наводят страх на всех в Малой Азии своею жестокостью и разбоями, приняли небогатого русского странника так радушно и тепло, что не знали чем угостить».

Чтобы показать широкую сферу деятельности черкесов в Турции, необходимо вспомнить здесь имена некоторых людей: Ахмет Джавит-паша (Тхархет), лингвист и публицист. Он был убых, рожденный в 1840 на Кавказе, закончил университет в Стамбуле. После революции младотурков, он был одним из организаторов и постоянных лидеров черкесского Общества единства и взаимной помощи.