Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Среди оппозиционеров фигурировали в ряде случаев и высшие черкесские командиры: «убых маршал Фуад-паша Тхуго», лидер так называемой «партии черкесов», противников султана Абдул-Хамида II, автор обращения, «в котором смело заявлялось, что более терпеть нельзя подобное управление». Маршал Тхуго был слишком крупной и влиятельной фигурой и никак не пострадал за свои убеждения В 1919 году он, живя в столице и занимая пост сенатора, оказывал поддержку карскому правительству Мустафы Кемаля. Как показали дальнейшие события, черкесы, поддерживавшие Иттихад и М. Кемаля, допустили грубейшую политическую ошибку. Победившая партия очень скоро приняла идеологию пантюркизма и выступила душительницей прав национальных меньшинств, в первую очередь, черкесов и курдов.

Лишь небольшая часть черкесов в это смутное время сумела устоять под натиском социальной демагогии, когда вся вина за кризис в стране возлагалась на султана и старую управленческую элиту. «Недовольство черкесов иггихадистской правящей верхушкой,— отмечал Е. Вейт,— получило дальнейшее развитие после заключения Мудросского перемирия, когда в некоторых черкесских кругах, главным образом принадлежавших к бывшей старотурецкой придворной бюрократии, возникает идея образования некоего черкесского автономного государства под покровительством Антанты. В дальнейшем, уже в 1920 году под руководством греков в занятой ими Смирне устраивается съезд, на котором принимается решение создать в Западной Анатолии под покровительством Греции черкесскую республику. Среди более демократических анатолийских черкесских кругов эта затея однако не ветретила поддержки. Анатолийские черкесы, так же как турецкие крестьяне, оказались на стороне национального движения.

«В 1920 г. черкесские части, в особенности партизанские отряды Этхема, сыграли весьма важную роль в борьбе с греками. Однако черкесские части были рас-формированы. В отношении черкесов правительством была занята позиция крайней подозрительности и недоверия: сошли с политической арены почти все черкесы, игравшие видную роль в начале национального движения — Али Фуад-паша, Хуссейн Реуф-бей и др.». Как справедливо отметил Е. Вейт, основная масса анатолийских черкесов не соблазнилась идеей создания черкесского государства.

Причины этой политической инертности в том, что черкесы возлагали большие надежды на смену политического строя в России. Советы имели имидж заступника всех национальных меньшинств. С другой стороны, в 1918 г. была создана Горская республика, в которую вошли все северокавказские территории. Такие лидеры черкесской диаспоры, как Бекир Сами-бей (Кундух), и Реуф-бей (Ченч) прилагали усилия к тому, чтобы Турция признала Горскую республику и образовала с ней конфедерацию. В любом случае, черкесы желали возвращения на родину, а идея государства в Анатолии показалась им не столько химерической, сколько неэтичной. Они не считали для себя возможным требовать слишком многого не на своей родине. Наконец, в мае 1920 г. черкесы пошли в бой против Анзавура не потому, что их направил Кемаль, а потому, что доверяли Этхему — в их глазах он был главным лидером…

Тем не менее, уже на начальном этапе подвели его республиканские убеждения: он выступил не только против греческих оккупантов, но и против Халифатской армии. Последняя также во многом состояла из черкесов. Этот раскол среди черкесов позволил Мустафе Кемалю укрепить свои позиции и из человека, которого ранее никто не воспринимал всерьез, он стал превращаться в настоящего диктатора. Фактически именно Этхем первым поднял знамя национально-освободительного движения в Турции: это обстоятельство признавали все, кроме самого Кемаля.

X. Армстронг писал в этой связи: «В то время, как Мустафа Кемаль строил заговоры против султана и халифа, чтобы стать единоличным правителем и удовлетворить свои диктаторские притязания, другой человек делал все возможное, чтобы спасти Турцию».