Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Тем не менее, позиции Эдхема были недостаточно прочны: первая крупная военная неудача, постигшая его на греческом фронте, была тут же использована Кемалем. Дикарская армия ударила в тыл «Зеленой армии». Войска, возглавляемые генералом Исметом Иненю (курд по происхождению; преемник Мустафы Кемаля), заняли Кютахью…

В турецкой историографии 20—60-х годов был создан крайне негативный образ этого политического деятеля, но в последующий период его роль в национально-освободительном движении стала оцениваться более объективно..


Остатки прежде больших племен западных адыгов живут в районе Измита. в деревнях Кирк Пинар и Яник — (абадзехи или «абзах»), Калэйс (абадзехи), Машуки (шапсуги), Узун Тарла (абадзехи и чемгуи), Адлис (шапсуги). Часть черкесов проживает в больших городах, например, в Анкаре, Стамбуле, Эрзуруме и других. Среди черкесов — представители Великого национального собрания (парламента) Турции.

Интересно отметить, что черкесы в изгнании основали журнал, названный «Мусульманин», который начал издаваться в Париже в начале XX века. Его редактором был Мохомет-бек Хаджетлаш, а его более активными сотрудниками были Мохомет Экэрух и Довлет-Гирей Хатококо. Странно, что этот черкесский журнал был издан не на черкесском или французском языке, а на русском. Есть мнение, что под псевдонимом М.В. Хаджетлаш скрывался никто иной, как М.В. Ахметуко, черкес, сын руководителя абадзехов, который был воспитан евреями из Тифлиса — Этгеровыми. Мохомет-бек Ахметуко, кроме того, что был членом социалистической революционной партии, был вероятно агентом царской охранки (отдел тайной полиции в России). Подозревается также, что он был сотрудником японской секретной службы. Все статьи М.В. Хаджетлаша имеют ясную пророссийскую ориентацию. Они демонстрируют большое подобие статье М. Экэруха и Довлет-Гирея Хатококо. С. Агержанокова, которая исследовала жизнь и творческие работы Ахметуко, предполагает, что все три автора — всего лишь псевдонимы Ахметуко. Таким образом, это отличительное «черкесское просвещение» имело определенный характер. Авторы «Мусульманина» проповедовали примитивный классовый подход: тексты наполнены осуждением черкесских принцев и аристократов. Стиль социалнстическо- революционного российского агента Ахметуко чувствуется в текстах, являющихся нападениями на Турцию и все, что с ней связано.

Согласно Н. Бэрзэджа, с началом политической «оттепели», первые проблески демократии начали появляться в Османской империи в 1908 году. «Черкесское Хасэ единства и взаимной помощи» было образовано в Стамбуле в том же году. Абхазцы, абазы, адыги, чеченцы, авары, осетины, лезгины, убыхи и представители других черкесских племен участвовали в этом.


Черкесы в Иордании

Шаукат аль-Муфги утверждает, что маленькая группа черкесов, которые в 1877 г. были переселены из Балкан в Анатолию, приехала в Сирию и Иорданию, где Османская империя дала им сельскохозяйственные земли, на которых они могли жить. Н. Бэрзэдж говорит, что договоры, подписанные после войны в Сан-Стефано (З марта 1878 г.) и в Берлине (13 июля 1878 г.), содержали пункт, который был вставлен в них по настоянию России о «необходимости» изгнания черкесов из Балкан и их переселения подальше от русско-турецкой границы. Согласно С.Х. Хотко, Османское правительство выполнило безупречно требования Берлинского Конгресса эвакуировав черкесов с европейской Турции в ее азиатские провинции и, больше того, как воз можно дальше от границ России и Греции. В результате, Османское государство распределило балканские черкесские общества по территориям таких современных государств, как Сирия. Израиль и Иордания, т.е. как можно дальше от российского Закавказья.

В этот период Египет теоретически «еще являлся османской провинцией, но здесь правили едва признающие османский сюзеренитет хедивы — потомки великого Мохаммеда Али. Хедивы Египта с готовностью принимали в армию и полицию черкесов и даже поощряли переселение достаточно крупных семейных общин, но размещение 25—50 тысяч эмигрантов, имеющих серьезный военный опыт европейской войны, могло обернуться восстановлением в Каире черкесского господства, которое с таким трудом было сокрушено здесь совместными усилиями французов, османов и албанцев Мохаммеда Али в период с 1798 по 1811 гг. Кроме того, черкесское присутствие в Каире старались ограничить англичане, считавшие, что усиление черкесского офицерского корпуса укрепит в той же степени влияние Константинополя. что, в свою очередь, не отвечало интересам Лондона. Уже в 1882 году выявились все противоречия: египетские националисты низвергли хедива, обвинив его в проведении англо-французского влияния, черкесский заговор с целью реставрации прямого султанского правления был раскрыт, англичане вторглись в страну, и Египет превратился в подмандатную территорию. Доступ сюда черкесов был еще более затруднен…