Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Первую группу адыгских переселенцев из Болгарии, прибывшую в район Аммана в 1868 году, составляли, главным образом, шапсуги. Следом в район Аммана стали прибывать общины абадзехского, бжедугского и кабардинского происхождения: почти все они прибывали морем в порты Ливана и Палестины и небольшая часть по суше через всю Анатолию, Алеппо и Дамаск. Амман в этот период являлся пустынным, лишенным каких-либо коммуникаций районом. Библейское название этого места Раббат Амон, во времена македонского владычества здесь располагалось поселение Филадельфы, в римскую эпоху город получил значительное развитие — в нем были сооружены амфитеатр и цитадель. От эпохи первых халифов на территории Аммана сохранилась полуразрушенная мечеть с высоким минаретом. Это сооружение было восстановлено первыми черкесами. На момент их приезда в Аммане не было ни одного жилого дома. Это тем более удивительно, что местность здесь плодородна, имелись значительные рощи, а водные источники являлись единственными на всю округу. Сохранившиеся фотографии 1867—1868 гг. убеждают в безжизненности амманского ландшафта. Совсем иной, уже окультуренный, вид дают фотографии 1907 года — в том числе черезвычайно любопытная фотография шапсугской улицы. В настоящее время здесь располагается район Шапсуг (район столицы Иордании), где, в основном, и проживают адыги. Представители шапсугского клана достаточно долгое время жили внутри римского амфитеатра.

Последняя группа черкесских эмигрантов прибыла в Амман в 1900 году через Дамаск. Эти люди являлись уроженцами Большой и Малой (Гиляхстановой) Кабарды: они расселились в гак называемом «мухаджирском квартале». Их переселение курировал Хусрау-паша, представитель первой волны черкесской эмиграции: он занимал пост начальника полиции Сирии. Он мобилизовал железную дорогу и приказал перевозить черкесов через Алеппо и Дамаск вплоть до самой южной станции Мзариб, откуда до Аммана черкесы двигались в составе организованных караванов. Это движение осуществлялось под прикрытием кавалерийских черкесских эскадронов Мирза-паши, заместителя Хусрау. Оба этих черкеса сыграли чрезвычайно важную роль в адаптации черкесских поселенцев, в политическом лоббировании их интересов. Для приема и размещения своих собратьев из Кабарды шапсуги создали специальный комитет во главе с Мирза-пашой и Мохаммеда-эффенди Хабжоко.

К началу XX в. черкесы образовали на территориях, которые в 1920 году были объединены в эмират Трансиордания, следующие важнейшие поселения;

Амман. Большинство населения состояло из шапсугов и кабардинцев, при некотором вкраплении абадзехов. Поселение носило военизированный характер: мэром черкесского — пока еще исключительно черкесского — Аммана был назначен один из офицеров османской службы, которые в большом количестве имелись у адыгов.

Уадисир. Это второе поселение в Иордании, изначально образованное адыгскими эмигрантами. Уадисир состоял из шапсугов, абадзехов и бжедугов. Главной обязанностью этой колонии являлся надзор над бедуинами племен аббади и манасир.

Сувейлах. Также образованное на пустом месте адыгское поселение, представленное, главным образом, кабардинцами. Они были призваны сдерживать бедуинов адуан и осуществлять, таким образом, османскую власть на данной территории.

Джераш. Этот населенный пункт также является исключением из общего принципа образования черкесских городков в Иордании. Все его жители — пионеры — прибыли из Кабарды и были призваны надзирать над буйными кочевниками из Бану-Хасан.

Первые черкесские эмигранты в Аммане. Иордания

Первые черкесские эмигранты в Аммане. Иордания

 

Русейфа. Еще одно кабардинское селение. Направление деятельности — коалиция Даста.

Зарка. Единственная чеченская колония. Основана поздно — в 1902—1905 гг. Нацелена против Бану Хасан.