Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Наур. Главным образом абадзехское и бжедугское поселение, при некотором участии шапсугов и кабардинцев. Их размещение было направлено против Бану Сахр, Ал-Файиз и Аджармех.

Таким образом, сеть достаточно многочисленных адыгских (плюс одно чеченское) поселений, обладавших к тому же высоким политико-правовым статутом, опоясала все западное Заиорданье — район наиболее стратегически и экономически важный для османского присутствия. Черкесские поселения стали центром государственного контроля, сбора налогов. Они прикрывали собой железную дорогу.

Образование черкесских поселений осуществлялось по плану, и в результате Амман как штаб-квартира всех черкесов Иордании был окружен или прикрыт со всех сторон вышеперечисленными колониями: с запада — Уадисир и Сувейлах; с севера — Джераш; с востока — Русейфа и Зарка; с юга — Наур. Весьма важно отметить их равноудаленность от Аммана — 12—15 км. Единственное исключение — Джераш, расположен в 50 км от столицы.

Здесь же необходимо отметить, что весь период обустройства сопровождался вербовкой черкесов в османские полицейские части. В Амман с этой целью был направлен Мирза-паша, до того занимавший пост начальника полиции Бейрута. Уже здесь, в Ливане, он сформировал черкесские эскадроны, разместив их в Бейруте.

Сидоне и Тире. Главной задачей этих эскадронов являлась защита железной дороги, которая следовала из Аммана в Медину. В то же самое время османский кабинет поручил Мирза-паше распределение земель между всеми черкесскими эмигрантами. Ставка на черкесов вполне себя оправдала — даже в лице турков султан не снискал бы таких бескомпромисных сторонников своей власти. Адаптация черкесов носила сильный казачий оттенок: если десятилетием ранее они истребили четников и подавили любое антиосманское выступление в Болгарии, го теперь в Иордании они усмирили бедуинов и друзов. Черкесские кавалерийские части действовали на Ближнем Востоке с 1867—1868 гг. и вплоть до 50-х гг. XX века. Именно они положили конец бедуинским набегам и обеспечили минимально необходимое условие существования государства — безопасный сбор налогов.

Доведение железной дороги до Аммана в 1908 г. придало новый мощный импульс развитию города. Здесь стали оседать арабские ремесленники и торговцы Сирим и Палестины, армянские, еврейские и европейские купцы, которые нашли мир и безопасность в этом городе…

«Хусрау-паша распорядился организовать на станции Мзариб сборный пункт всех черкесских иммигрантов, которые прибывали в Дамаск индивидуально или группами. Этот процесс занял около 20 дней. Когда все эмигранты прибыли, приехал сам Хуерау-паша… Он приказал конфисковать в районе Хурана всех верблюдов и мулов для передачи их эмигрантам. Тех, кто отказывался отдать свой скот, принуждали к этому силой: позднее все эмигранты двинулись к Амману. Большинство караванов разместилось в Йажузе, вблизи Сувейлиха, и меньшая их часть остановилась в Рас Эль Айне в Аммане, вблизи хороших источников воды. Здесь они разбили свой палаточный лагерь. Через некоторое время в Амман приехали Хусрау-паша и Мирза-паша. Был организован комитет под руководством Мирза-паши и Мохаммада-эффенди Хабжоко. Этот комитет распределил земельные участки между эмигрантами и разместил их в том месте, которое затем получило название «мухаджирско- го квартала».

Первые черкесские эмигранты размещались ранее таким же образом».

Иордания второй половины XIX в. являлась отсталой окраиной Османской империи. И, если в Турции, т.е. на территории Анатолии и на небольших ее территориях в Европе, имелись уже серьезные зачатки просвещения и индустриального общества, действовали правовые нормы, то в столь отдаленной арабской провинции, каковой являлась Иордания, еще повседневна была племенная кочевническая анархия. Слабые полицейские подразделения, расквартированные лишь в крупных городах, были не в состоянии совладать с грабежом бедуинов. Закономерно, что прибытие многотысячной массы черкесов было воспринято в штыки и все первые 30— 40 лет были заполнены военными инцидентами, время от времени выраставшими до масштабов локальных войн. Всякий раз победу в этих столкновениях одерживали черкесы, но от окончательной расправы над бедуинами их удерживали османские власти. Бедуины же, по прошествии времени, ввиду сравнительно с ними малой численности черкесов, начинали вновь испытывать иллюзии на предмет изгнания пришельцев, что в очередной раз приводило к войне. На наш взгляд, наиболее важная причина конфликта заключалась в специфичной социальной организации бедуинов. Сложная структурированная иерархия здесь отсутствовала, и каждое бедуинское сообщество было вправе не принимать во внимание те договоры, которые заключало соседнее племя с представителями черкесского Аммана. А заключить всеобъемлющий договор сразу со всеми бедуинами не представлялось возможным. С другой стороны, подобная сегментность иорданских кочевников предоставляла в руки черкесской верхушки превосходные возможности для политического маневра.

Первая шапсугская община столкнулась с враждебным к себе отношением со стороны крупного бедуинского племени Бану Сахр. Конфликты участились с наступлением сезона сельхозработ. Бедуинские пастухи стали выпасать скот на культиви-рованных полях, принадлежащих черкесам. В этих столкновениях погибло много людей с обеих сторон. После того, как черкесы отбили все нападения, вожди Бану Сахр направили в Амман парламентера с требованием покинуть город. Бедуины просто не могли стерпеть, что их исконные пастбища заняты и культивируются чужестранцами. Черкесы в противоположность тому, что от них ожидалось, без каких-либо предварительных дискуссий согласились покинуть Амман, но с тем условием, что бедуины предоставят им своих верблюдов в качестве основного средства транспортировки имущества и, что очень важно, как залог ненападения в пути.