Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

В 1948 году Джанчерий Хабжоко привез вторую группу черкесов — все кабардинцы — из Италии в Иорданию. Однако, как уже было отмечено, только единицы из них осели в Иордании. Некоторые из них вернулись на Кавказ, а большинство с помощью Толстовского Фонда эмигрировали в Америку и осели в Паттерсоне (Нью-Джерси).

«Лишь немногие из этой последней волны эмиграции остались в Иордании. Характерной чертой поведения черкесов в зарубежье является неуклонная преданность интересам того государства, где они проживают. Эта черта открывает им путь к достойной карьере в таких разных странах как Сирия, Турция, Иордания и Израиль. При этом, не замыкаясь в себе, не выделяя себя в качестве касты иностранцев, черкесы сумели сохранить язык, обычаи, этикет.

После 1948 г. черкесы стали уделять большое внимание получению университетского образования, занятию научной деятельностью. В Иордании процент лиц, имеющих ученую степень среди черкесов, на протяжении 50—90-х гг. постоянно повышался. Успешной карьере способствовали успехи на военном и полицейском поприще.

Задачи противостояния сионистской агрессии в период с 1936 года, постоянные покушения на королевский режим со стороны панарабистски настроенных слоев — все это заставляло королевское семейство и черкесов держаться заодно, совместно отстаивать свои интересы.

На всем протяжении Хашимитского королевства черкесы занимали и в настоящее время продолжают занимать самые высокие посты — такие, как пост премьер-министра, министра обороны, командующих родами войск, начальника полиции, начальника тайной полиции или министра государственной безопасности, министра иностранных дел, финансов, сельского хозяйства и водных ресурсов, служат послами и являются депутатами парламента. Вплоть до 80-х гг. черкесы состааляли абсолютное большинство среди крупнейших землевладельцев.

… Большая часть иорданских черкесов относится к зажиточной части иорданского общества. И ни один из черкесов не стал нищим или попрошайкой. Самоуважение и доля гордости за принадлежность к истории Черкесии, к истории героического сопротивления Российской империи в XIX веке, к истории черкесских султанов Египта и Сирии в XIII—XVI вв., характеризует этническую и культурную идентификацию адыгов в Иордании. Более того, современная их история в диаспоре, высокий статус позволяют гордиться черкесской принадлежностью. Ни одни черкес не подвергся дискриминации по национальному признаку за всю историю Хашимитского королевства. В королевстве законодательно закреплено 1 министерское место и 1 депутатское место за черкесской общиной — черкесы, таким образом, единственное национальное меньшинство, имеющее такую привилегию. Черкесы но лоббируют свои интересы путем создания особой национальной партии, но имеют национальные клубы, школы и благотворительные фонды. Идея лимитации, как правило. нс находит поддержки у самих же черкесов. Они верят в равные права и возможности…

Заслуживает внимания благотворительная активность иорданских черкесов, направленная на функционирование исламских институтов. Черкесы были первой об-щиной, которая пожертвовала земельные участки под мечети и медресе. Пожертвования черкесов были столь обильны, что позднее организованное министерство исламского имущества стало использовать дарованные участки в коммерческих целях. Так. территория овощного рынка в Аммане была подарена черкесами мусульманской общине с тем, чтобы здесь было основано кладбище. Но управление вакуфными землями устроило здесь рынок и сеть магазинов. Точно также земля, подаренная черкесами в Уадисире под кладбище, была распродана все тем же министерством под здания. На самой возвышеной точке Аммана один из лидеров адыгской общины Хаж-Хасан Мустафа Шаркас, известный под псевдонимом Абу Дарвиш, построил великолепнейший религиозный комплекс Ашрафийа, включающий в себя мечеть и медресе. Обычно это сооружение называют мечетью Абу Дарвиша и неизменно демонстрируют гостям столицы Иордании. Знатная черкешенка Джанатхан также на личные средства построила мечеть в Уадисире. В квартале Шапсуг еще с XIX в. стояла старая адыгская мечеть, которая в начале 80-х гг. уже XX в. была снесена и на деньги адыгской общины на этом месте была возведена новая великолепная мечеть. Таким образом, и земля, и сами сооружения обеспечиваются финансами адыгской общины.