Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Азиз аль-Масри был сторонником Османской империи, но был против его пра-вительства. Хотя он был против британского правления в Египте, сумел убедить бри-танских офицеров разведки, что он был потенциальным британским союзником. Он посетил британское агентство в Каире в сентябре 1914 г., встретился с Клейтоном и якобы сказал ему, что «Абдуль Азиз Ибн Сауд и другие арабские лидеры намеревались восстать против Порты» и напомнил ему, что Абдуллах сказал Роналду Сторрсу и Китченеру около пяти месяцев тому назад, о том, что другие арабские соперники будут объединяться под лидерством его отца Хуссейна, эмира Мекки.

Впечатленный предложением аль-Масри, что арабы «могут быть в услуге Британии во время войны, а не только после», Клейтон послал об этом меморандум лорду Китченеру. Последний, «объяснив это сэру Эдуарду Грею», выслал телеграмму 24 сентября 1914 года, приказывая Сторрсу «послать доверенного курьера Абдуллаху спросить: в случае войны, будет ли Хиджаз за или против Британии?» Следовательно, Министр обороны был приглашен разъяснить его намерение. Между тем, майор Азиз аль-Масри продолжал отношения с Агентством.

Когда Османская империя вошла в войну, Каир предложил, и сэр Эдуард Грей одобрил послать майора Азиза аль-Масри в Месопотамию организовать агитацию но кабинет Индии заблокировал его.

Очевидно майор Азиз аль-Масри старался защищать насущные интересы арабов в истинном духе черкесских мамлюков. В «А Peace to End АП Peace» («Мир, чтобы кончить все миры») Давид Фромклин выразил кратко настоящее усилие этого молодого черкесского патриота: «Рано в 1916 г., Азиз аль-Масри … написал лорду Китченеру … (на французском языке дипломатии), что Британия не будет в состоянии достигнуть своей цели в арабско-говорящем Ближнем Востоке» если она не захочет оставить ее народы свободными, дать полную и настоящую независимость».

Майор Азиз аль-Масри не был один в подобных суждениях. Будучи мусульманами и подданными Османской империи, султана и халифа, черкесы считали своим долгом защищать от угроз и нашествий и всех активных членов национально-освободительных движений мятежников против них. Поэтому они воспринимали всякое неповиновение султану изменой, и поддерживали османское государство военными силами, веруя, что их выживание зависит от существования его власти. Даже анатолийские черкесы сражались против Мустафы Кемаля по той же причине.

Таким же образом черкесы Сирии и Иордании участвовали в обеих мировых войнах, во всех главных событиях, как патриоты их новых родин. Одно из этих важных событий имело место после Первой мировой войны: когда французы заняли Дамаск, арабская монархия короля Файсала рухнула, и «Сирия была отдана под французский протекторат, согласно Севрского договора 10 августа 1920 года». По этому договору, Сирия и Ливан оказались в подчинении Франции. Поэтому генерал Гу- рауд предпринял поход на Дамаск, чтобы силой аннексировать Сирию.

Чтобы защищать свою страну, «сирийский министр обороны, Юсуф Азме, выступил во главе нескольких, плохо обученных войск» и встретил врага в Маиселуне. Он был убит в битве, оставшиеся из его армии отступили, и Французский Мандат был наложен на Сирию.

Согласно Шаукат ал-Муфти, при нападении французов на Дамаск, черкесы Иордании послали 400 добровольцев-всадников в Сирию для того, чтобы помочь ей защитить свое государство. Черкесский контингент под командованием Мирза-паши и Саид-бей Муфти, «выступил из Аммана, вооруженный легким оружием и прибыл в Музейриб, когда французская армия уже заняла Дамаск. Поэтому, командующий Дераа в Сирии попросил черкесских добровольцев вернуться назад, «так как не было никакой возможности ожидать какой-либо выгоды в создавшейся ситуации». Это только один пример преданности, с которой черкесы всегда служили своим новым странам, их арабским братьям и делу ислама.