Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Т. В. Половинкиной, и издал эту книгу в Дамаске в 2002 году.

Этот список черкесов, которые хорошо служили своему народу и новой стране далеко не полный и тщательный. Я уверен, что еще есть многие высоко образованные и выдающиеся черкесы в Сирии, чьи имена ускользнули от нас, но, надо надеяться, что в будущем обнаружатся с их должными заслугами.

После арабо-израильской войны 1967 года, черкесы покинули Голанские Высоты (Джолан) и поселились в Дамаске и его окрестностях. Некоторые из них иммигрировали в Соединенные Штаты Америки, где большинство из них поселились в штате Нью-Джерси, а некоторые в Калифорнии и в других местах.

Среди черкесов в Сирии, Амин Самгуг был выдающимся патриотом. Родившийся в Кунейтре, он окончил среднюю школу и лицей в Дамаске, продолжил учебу в Бейруте (Ливан). Позже он был выпускником экономической секции Сорбонского университета. После возвращения в Сирию был председателем муниципалитета Кунейтры и возглавлял группу черкесов, часто обращавшихся в Лигу Наций с просьбой дать черкесской общине в Сирии национальную автономию в регионе Кунейтра. Мандатная Комиссия отклонила этот проект, но признала справедливым требование о необходимости сохранения родного языка и создании национальных школ.

Наконец, парламент Сирии выделил два места для представителей черкесов в выборах 1931 года. В предвыборной борьбе Амин Самгуг вышел победителем и стал депутатом Национальной Конвенции страны. Он создал черкесский алфавит, основанный на латинской графике. Умер в Кунейтре.

Написал и издал книги: «Черкесская война против царей» (Хомс, 1948 г.) и «История черкесов» (Дамаск, 1984 г.).

Более полезными были усилия его группы в сфере культуры и образования. «Черкесское общество для повышения просвещения и культуры», созданное в 1927 году, приложило большие усилия для сохранения языка, этикета и традиций адыгов. Учебные книги, брошюры и газета «Мардж», в которых печатались статьи по истории и культуре адыгов, издавались на черкесском языке.


Черкесы в Израиле

Мамдух Абаза родился в селении Аль-Гасание, в районе Кунейтра. Поступил в Академию Военно-воздушных сил в 1952 году и стал генерал-майором в 1978 году. Был награжден многими медалями. Умер в 1981 году.

Черкесы, состоящие в основном из шапсугов и абадзехов, прибыли из Балкан в Палестину в 1880 году (после 10 лет проживания в Маревеле, расположенной на границе Греции и Болгарии) и основали в Нижней Галилеи поселения Кфар- Кама и Рихания. Теперь около 3 000 шапсугов проживают в Кфар-Каме и около 2 000 абадзехов в Рихании. Некоторые разбросанно проживают в разных городах Израиля. Кфар-Кама и Рихания часто общаются и говорят на своем языке.

В настоящем Кфар-Кама напоминает один из процветающих городов республик Эллинской Гре-ции. Единственная разница в том, что мэр и уп-равляющий аппарат избираются демократическим путем всеми жителями зажиточного села, которое имеет отличную клинику, магазины, мечеть, школу и Хасэ (черкесская культурная ассоциация). Адыгэ Хабзэ — (черкесские традиции) регулирует поведение всех черкесов и решает все вопросы общины. Детей учат в своей школе на арабском, черкесском, еврейском и английском языках. Израильское государство субсидирует школу, клинику и другие проекты. Все жители Кфар-Камы получают отличное муниципальное и общественное обслуживание. Жители этого села являются черкесами и все они, взрослые и дети, свободно говорят по-черкесски.


Черкесы в Ливии

После Мамлюкского события 2 марта 1811 года черкесы бежали из Египта в Ливию и обосновали свои общины в Мисрате, Расу Абиде, Бенгази. Они называют друг друга «кузен» и имеют черкесскую ассоциацию. До сих пор полагалось, что их население составляет около 15 000. Кстати, «Мисрата» означает по-черкесски (поднявшиеся с Миср (Египет) — те, которые мигрировали из Миср).

Они забыли свой родной язык и вряд ли имеют какую-нибудь информацию об истории и культуре черкесов, но знают, что они черкесы и вы можете часто слышать среди них слово «Шеркеси» в Бенгази. Они занимаются бизнесом и зажиточны в своей новой стране.