Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Те из «перемещенных лиц», которые сумели спастись от этого преступления свободного мира, вынуждены были вести жизнь беглецов в Австрийских горах долгие тяжелые месяцы после насильственной репатриации. Будучи голодными, плохо одетыми, и стараясь выжить на съедобных фруктах и корнях, они продолжали кочевать с одного места на другое в поисках безопасной жизни. Они должны были перехитрить и избегать английских солдат, которые начали постоянно прочесывать горную местность для того, чтобы выловить и передать их русским.

Некоторые из переживших эти тяжелые испытания нашли приюту отдаленных от центра австрийских фермеров и начали помогать им в хозяйстве за скудное пропитание. Другие, узнав позже о существовании беженских лагерей в Германии и Италии, сумели обосноваться в них под маской турецких беженцев. Там они подвергались бесконечным допросам, проверкам Союзных комиссий, состоявших из американских, британских, французских и русских представителей, в результате некоторые из них были перемещены в укрепленные концентрационные лагеря,— например в Пиззе, откуда многие были насильственно репатриированы в Советский Союз. К этому времени большинство населения Италии уже были коммунистами, офицеры местной полиции часто помогали русским, за денежные вознаграждения, ловить беженцев из России. Чтобы избежать репатриацию, «перемещенные лица» начали отчаянно искать более безопасные убежища в других странах: в Аргентине, Австралии, Бразилии. Черкесские «перемещенные лица» нашли убежища в Египте, Иор-дании, Сирии, Турции, Соединенных Штатах Америки и т. д.

Прибытие второй черкесской группы — «DP» («ПЛ» — в Соединенные Штаты Америки и их поселение: В отличие от «старых иммигрантов», черкесские «перемещенные лица» приехали в эту страну индивидуально. Первыми, кто приехали из Германии в Соединенные Штаты Америки, в 1950 году, была супружеская пара — Саламат и Теучеж Байрамоглы. Они были из Адыгеи. Бланегапце была их настоящая фамилия, под «Байрамоглы» они скрывались в Европе в послевоенные годы. Они были спонсированы и приглашены черкешенкой — Фатмой Натырбовой, а их афидавиты на поддержку были подписаны Сидамоном Еристовым (грузин) и Сикорским (русский), который построил первые вертолеты в Соединенных Штатах.

Как этого требуют черкесские традиции, Фатма Натырбова пригласила новоприбывшую супружескую пару в свою квартиру на Манхеттене, где они оставались до тех пор, пока не нашли подходящую работу и не стали в состоянии содержать себя. Затем, супружеская пара Байрамоглы привезла в эту страну некоторых своих друзей из Германии и предложила им такое же черкесское гостеприимство, пока те не смогли встать на свои ноги. Постепенно, этот процесс взаимопомощи стал умножаться среди черкесов, и их число увеличивалось медленно, но устойчиво. В 1952 году они организовали Северо-Кавказскую инкорпорацию в Нью-Йорке для того, чтобы быть в состоянии более деловито и эффективно помогать друг другу. К этому времени Толстовский фонд, который помогал русским «перемещенным лицам» приехать в Соединенные Штаты, стал предлагать подобную помощь черкесским беженцам, еще проживавшим в странах Европы и Ближнего Востока. Она оплачивала транспортацию в США для «перемещенных лиц», которые должны были возмещать ее в рассрочку после того как приедут на место назначения и устроятся на работу.

Приехав в Нью-Йорк, эти люди должны были преодолеть трудности, связанные с работой и жильем. Поэтому, они вскоре начали пересекать реку Гудзон и поселяться в индустриальном штате Нью-Джерси, в особенности в городе Паттерсоне, где преобладали фабрики, и можно было найти лучше оплачиваемые места работы. И квартиры, и все предметы первой необходимости были там гораздо дешевле. Более молодые люди устраивались в пекарнях и на разных фабриках. Они совершенно не были знакомы с местными и федеральными законами и абсолютно не владели английским языком, что было большим препятствием для них. Более старшие из них нашли работу, как ночные сторожа, а некоторые — сезонными содержателями кладбищ. Иначе говоря, «их камень превратился в сыр», как говорит поговорка. Впервые в жизни они начали ощущать чувство независимости и понимат смысл и удовольствие проживания в этой великой, свободной и процветающей стране.