Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Хазарский Каганат. Во времена, когда болгары населяли кубанские степи, на нижней Волге образовался мощный Хазарский Каганат, просуществовавший почти 300 лет. В начале VII века он уже занимал обширные степи Предкавказья, Кубани, Дона, Приазовья и части Крыма. Город Самкерт (Таматарха) был крупным торговым центром.

После распада Гуннской империи болгары и хазары, проживавшие на Таманском полуострове и в Азовских степях, были вовлечены в отчаянную междоусобную борьбу за власть. Кубанские болгары находились под хазарским владычеством, но вели достаточно независимую политику. В VII веке Фанагория стала центром хазарской администрации.

Позже, вожди юго-восточной Хазарин перебрались обратно в свою древнюю колонию — Хермонассу. Она получила название Тюмен-Тархан (Тамань). Помещая свою штаб-квартиру в этом городе, хазары могли контролировать Керченский пролив и весь Таманский полуостров, населяемый в основном сагино-адыгами и болгарами.

Адыгское название города — Таматаркай. В русских хрониках он зовется Тму-таракань. В греческих источниках его называют Таматарха (Матарха).

Некоторые авторы утверждают, что касоги непрерывно атаковали хазар. Другие считают, что адыги не находилсиь под владычеством Хазарского Каганата в те времена. В «Истории адыгейского народа» Ш.Ногмов упоминает вооруженные столкновения между хазарами и адыгами.


 

Неизменность этнической основы

Археологические находки на обеих сторонах Кубани свидетельствуют, что одни и те же племена населяли эту территорию, и что их культура непрерывно развивалась. Изучение этих находок и других данных привело историков к заключению, что «…меоты и частично ассимилировавшиеся сарматы (сираки) приняли участие не в

создании общей для Северного Кавказа и Подонья аланской культуры, …а заложу ли основы в формировании будущей адыгейской народности Северо-Западного Кавказа» .

Постепенно знать черноморских меотских племен начала выделять себя и сплачиваться вокруг своего вождя. Страбон писал о них, что «выходя в море на своих камарах и нападая то на грузовые суда, то на какую-нибудь местность или даже город, они господствуют на море».

В первые века нашей эры самым большим племенем, занимавшим значительную территорию Черноморского побережья, было племя зихов, которых более поздние авторы того времени (Интериано и другие) идентифицировали с адыгами. «…Несмотря на кажущуюся значительность переоформления местной материальной культуры, …в Прикубанье процесс скрещивания иберо-кавказской языковой культуры с иранской завершился победой местной этнической основы. Совершенно очевидно, что здесь древняя коренная меото-синдская этническая основа оказалась более устойчивой, чем в центральной части Кавказа. Разумеется, трудно указать подлинные причины, обеспечившие победу местного языка над иранским. Можно лишь предполагать, что эта победа могла быть обусловлена тем, что в Прикубанье оказался более развитым местный язык, богаче его словарный фонд, устойчивее его грамматический строй»,— писал Е.И. Крупнов. Л.И. Лавров дал более аккуратное мнение по этому вопросу: «Исследования лингвистов в области адыгейского. кабардинского, абхазского и абазинского языков обнаружили, что основной словарный фонд этих языков существовал уже в эпоху бронзы».


 

Адыги

К началу X века адыги и аланы уже скинули хазарское иго. Касоги, в особенности, становились важной политической силой на Кавказе, занимая западную часть Северного Кавказа, Кубанский бассейн и огромную территорию побережья Черного моря. Ближайшие соседи адыгов — карачаевцы и балкарцы — начали формироваться в национальности в горных районах в X веке.

Основываясь на имеющейся информации, ученые пришли к выводу, что в X веке адыгская нация была уже сформирована и имела единый язык с несколькими диалектами. Племена, входившие в нее, жили в закубанских горах и подножиях и вдоль Черноморского побережья Кавказа. Впоследствии, зихо-касоги стали фигурировать в литературных источниках под именем «черкесов». П.У. Аутлев пишет, что термин «адехи» или «адыги» впервые встречается в книге Масуди «Промывание золота».