Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Тот факт, что литературные источники не упоминают термин «адыг» до 943 года, вовсе не означает, что он не существовал до этого. Напротив, все существующие свидетельства говорят о том, что этот термин так же древен, как, по крайней мере, эпос «Нарты». Более того, все жизненные элементы черкесской нации имеют глубокие корни в этом термине: «адыг» (черкес), «адыгабза» (черкесский язык), «адыгагъ» (черкесский стиль поведения), «адыгэ хабзэ» (черкесские традиции). Все черкесы, невзирая на свою племенную принадлежность, с гордостью называют себя «адыгэ». Другими словами, термин «адыгэ» является составной частью черкесски го самосознания. «Адыгабза» был языком, на котором они сочиняли эпос «Нарты» еще до наступления медно-бронзового века, и на котором они сохранили этот эпос и богатую кладовую исторической информации о своих далеких предках.


 

Связи адыгов с другими народами

 

Адыго-византийские связи. «Юстиниан считал себя адыгским рыцарем и союзником адыгов»,— писал Ш.Ногмов. С другой стороны, адыги часто принимали участие в походах византийской армии. Например, во время царствования Михаила II, в 821 году зихи служили в большой византийской армии, посланной на подавление восстания в Малой Азии под предводительством Фома.

Сильное византийское влияние на Северо-Западном Кавказе продолжалось с VI до начала VIII века. Это влияние совпало по времени с грузинским в XI—XIII веках, когда Адыгея и Абхазия находились в сильной связи друг с другом.

Адыго-грузинские отношения уходят в далекое прошлое. Этому свидетельствуют адыгские топонимы в Закавказье. Еще в I веке н.э. грузинские цари часто пополняли свои армии адыгами. Грузинская летопись «Картлис Цховреба» информирует нас о присутствии джиков (предков адыгов) в грузинской армии во время царей Азорка и Армазели в 87—107 годах. В 455 году грузинский царь Вахтанг 1 Гургаслан (445—499 гг.) пошел войной против осетин и, проходя через Джикетию на обратном пути, получил большую дань в виде лошадей и скота от предков адыгов. Царь Фарсман (116—140 гг.) ходил в походы с северокавказцами в Мидию, Парфию и Армению.

Согласно адыгским легендам, третий сын царя Грузии Рустама имел свою резиденцию на берегах Курджипса, притока реки Белой. Более того, отдельные кабардинские семьи считают, что их предками были грузинские аристократы: Картулевы, Анзоровы, Индаровы, Эристовы.

С другой стороны, грузинская летопись утверждает, что Шестой экуменический собор в Константинополе (656 г.) подчинил Адыгею Мисхетинскому патриарху, и, что католикос Грузии посвящал в пасторы представителей всех народов от Черного до Каспийского моря, включая Адыгею. Однако, зависимость адыгских пасторов от Грузии могла быть только номинальной. В лучшем случае она ограничивалась отправкой адыгских пасторов к Мисхетинскому патриарху для рукоположения в духовный сан священников, но и то не всегда. Грузия была слишком далеко, чтобы иметь сильное политическое или культурное влияние на Адыгею. Кроме того, горные барьеры разделяли эти две страны. Поэтому, грузино-адыгские отношения имели, скорее всего, нерегулярный характер.

Византия играла куда большую роль, чем Грузия, в распространении христианства среди адыгов в те времена. И все же, временами трудно определить, имеем ли мы дело с византийским или с греческим влиянием. Например, до сих считается спорным вопрос о том, кто построил Сентинскую, Хумаринскую и Зеленчукскую церкви на Северо-Западном Кавказе, греки или грузины? Грузинское влияние на кубанских адыгов, возможно, преобладало над византийским только во времена формирования государства Багратидов, то есть в XI — нач. XIII века.