В 1022 г. князь Мстислав предпринял поход против касогов. Касогская армия под предводительством князя Редедея вышла встретить врага лицом к лицу. В этот момент Редедей сказал Мстиславу: «Для чего нам губить всю дружину?» и предложил ему сойтись в поединке без оружия. По условию, победитель этого поединка будет считаться выигравшим битву и получит все, что принадлежит другому.
Мстислав принял благородное предложение Редедея. Два вождя сложили оружие и начали бороться. Но вскоре Мстислав, осознав, что проигрывает борьбу, нарушил свое слово чести, вынул спрятаный кинжал и предательски заколол безоружного Редедея.
Касоги были вынуждены признать власть Мстислава. Тем не менее, в том же году они отказались платить дань и попытались безуспешно вернуть свою свободу.
После смерти Мстислава в 1036 г. его племянник князь Ростислав стал правителем Тмутаракани. Он также начал собирать дань с касогов. К тому времени, однако, русское княжество было пошатано. Пользуясь ситуацией, касоги решили отплатить русичам за смерть князя Редедея, завязав кровавую войну с помощью 6000 отборных ясо-осетинских воинов, присланных им на подмогу.
«После этого,— говорит С.Броневский,— чихи (зихи) продолжали двигаться на север в степи между устьями Дона и Волги». Некоторые историки приписывают падение Тмутараканского княжества половецким кочевникам. Однако, адыгская традиционная история сохранила информацию о том, что касоги выиграли сражение за Тмутаракань, разграбили ее и вернулись домой с богатой добычей и большим числом пленных.
Адыго-русские связи не ограничивались военными стычками. Известен, по меньшей мере, один случай, когда касоги служили в чернигово-тмутараканском отряде князя Мстислава и участвовали в его походах в XI веке. С другой стороны, Тмутараканское княжество с его архиепископской церковью Бориса и Глеба было занято распространением христианства среди адыгов. Очевидно, что в этом деле Тмутаракань имела поддержку греко-византийской церкви, которая имела своего архиепископа на Северо-Западном Кавказе.
С падением Киевской Руси восточные славяне утратили Тмутаракань на границе XI—XII веков. После 1094 года летописи не упоминают больше Тмутаракань. Русский элемент начинает ассимилироваться с местным северозападнокавказскнм элементом.
В 1153 году Идриси упоминает «руссии» поселения к «западу от Матархн» и устье «Русской реки» между Судаком и Матархой. Это, очевидно, река Дон. В то время «Русия» была в какой-то степени зависима от Византии.
Библиография
- С. К. Бушуев. М. Г.Аутлев, Е. Л. Коджесау. Очерки истории Адыгеи. Адыгейский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.— Майкоп. 1957.
- Jacquetta Hawkis. History of Mankind, Cultural and Scientific Development. Volume One. Part I: Prehistory, a Mentor Book. The New American Library, Inc., New York, 1965.
- R. Traho. Cherkesy, Munich, 1956.
- A. X. Шеуджен, Г. А. Галкин, H. E. Алешин, А. А. Кушу, Б. E. Шеуджен. Земля адыгов.— Майкоп, 1996.
- История Кабарды с древнейших времен до наших дней.— Москва, 1957.
- Е. И. Крупнов. Древняя история и культура Кабарды. Издательство Академии Наук СССР.— Москва, 1957.
- Н. В. Анфимов. Древнее золото Кубани.— Краснодар, 1987.
- Шедевры древнего искусства Кубани. Министерство культуры СССР, Министерство культуры РСФСР.— Москва, 1987.
- Е. Аствацатурян. Оружие народов Кавказа.— Москва, 1995.
- С. X. Хотко. Очерки истории черкесов. Санкт-Петербургский университет, 2001.
- С. X. Хотко. История Черкесии. Санкт-Петербургский университет, 2001. 12. Р. И. Махош. Зов Родины.— Майкоп, 2002.
Глава 3. ИСТОРИЯ ЧЕРКЕСИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Экономика черкесов (X—XIII вв.)
Экономика. Археологические находки в аулах Ходзь, Кошехабль и в станице Некрасовской Краснодарского края показывают, что основными видами деятельности адыгов в те времена были земледелие, скотоводство, рыболовство и охота. Отлично сделанное оружие, украшения, орудия труда, а также тонкая керамика свидетельствуют о том, что здесь существовали хорошо развитые металлообрабатывающие и гончарные производства. Из посевных культур выращивались просо, овес, ячмень, фасоль и горох.