Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Согласно Масуди (арабский писатель X в.), кешаки (адыги) «выделывают полотняную материю, называемую «тала», которая гораздо нежнее, чем «дабаки», и гораздо продолжительнее в работе… Вывозят такую материю также из стран соседних с ними народов, тем не менее, выдающаяся по своим качествам та, которая вывозится от этих людей». В IV—X веках торговля с Крымом, славянами бассейна Днепра, аланами, грузинами, абазгами, Византией и Ираном составляла огромную часть экономической жизни адыгов. Масуди также указывает, что адыги «имеют сношения с Трабизундэ (Трапезундом) на кораблях…».

Е.П. Алексеева делает интересное наблюдение об адыгах: «…все были свободные — рабов не было… Иноплеменники, захваченные во время военных столкновений, либо продавались иноземным купцам, либо принимались в род. В хозяйстве в этот период труд рабов почти не использовался».

Они выращивали крупный рогатый скот в степях и овец в горах. Они также выращивали коз и лошадей. Некоторые ученые относят начало выведения кабардинской породы лошадей к раннему средневековью. Рыболовство продолжало существовать на Таманском полуострове, хотя и в ограниченной форме. Охота практиковалась в степях и в горах как дополнительная деятельность.

Национальная одежда. Основные части современного национального костюма адыгов — адыгэ сай («черкеска» по-русски), адыгэ nalo (высокая астраханская шапка), шхархон (бешмет), шазма (легкие сапоги) и тижин бгырыпх (серебряный пояс) — предположительно возникли в этот период. Позже все кавказские соседи черкесов и русские казаки переняли адыгскую национальную одежду.

Социальная структура и новые названия племен. В XIII—XIV веках прогресс адыгов носил замедленный и неравномерный характер. Районы, прилегающие к

среднему течению Кубани и к Черному и Азовскому морям, оказались более развитыми к I веку н.э,, чем внутренние регионы, которые были практически отрезаны от культурных центров того времени. В то же время мы наблюдаем появление новых адыгских племен: абдзах. бесленей, бжедуг, чемгуй, хатукай, кабартай, махош, нэтхуаж, шапсуг и других, находящихся на различных стадиях социального прогресса. Их можно разделить на две группы по форме их социальной структуры.

Одна из этих адыгских групп не имела «пши» (князей) в качестве правящей верху шки, а имела лишь «орков» (дворян) и «тхамата» (старейшин), в то время, как большинство их населения относилось к «факотль» (свободным крестьянам). К этим племенам относились абдзахи, натхуажевцы, шапсуги и некоторые другие племена поменьше, составлявшие в общей сложности 75% населения адыгов (согласно статистике XIX в.).

В тот же период вторая группа адыгов, имевшая более продвинутую социальную структуру, составляла 25% черкесского населения. Эта группа имела «пши» (князей) и «пшитль» (рабов). К ним относились бесленеевцы, бжедуги, чемгуйцы, хатукайцы, махошцы, мамхеги и прочие племена.

Регион проживания древних адыгов простирался от северо-западных предгорий Кавказа и равнин нижнего течения Кубани до восточного побережья Черного моря между устьем реки Дон и Абхазией.


 

Нашествие Чингис Хана

 

XIII век в истории адыгов оказался временем тяжелых испытаний и трудной борьбы за независимость против татаро-монгольского нашествия. Еще в XII веке татары и монголы образовали огромное феодальное государство внутри Азии. Видные курултайские феодалы провозгласили лидера одной из групп — храброго Темучина — Великим Ханом нового государства, дав ему имя Чингис Хан. Позже историки опишут его воинов словами: «храбрый, как лев, терпеливый, как собака, хитрый, как лиса и хищный, как волк».