Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

ЧЕРКЕСЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

Территория, занимаемая черкесами (адыгами) до Русско-Кавказской войны.

Территория, занимаемая черкесами (адыгами) до Русско-Кавказской войны.

Черкешенка. XIX в.

Черкешенка. XIX в.

Черкесский воин и черкесский аристократ в традиционных костюмах. Конец XVIII в. X. Гейзлер 

Черкесский воин и черкесский аристократ в традиционных костюмах. Конец XVIII в. X. Гейзлер

 Черкесское поселение на Западном Кавказе в XV веке. Эта картинка появилась во французском журнале в 1679 году.

Черкесское поселение на Западном Кавказе в XV веке. Эта картинка появилась во французском журнале в 1679 году.

Пеший черкес и вооруженный князь на коне. Конец XVIII в. X. Гейзлер.

Пеший черкес и вооруженный князь на коне. Конец XVIII в. X. Гейзлер.

 Черкесские средневековые шлемы

Черкесские средневековые шлемы

 


Черкесское рыцарство

Начало развития черкесского рыцарства уходит в далекие времена эпоса «Нарты». Адыги воплотили свои рыцарские идеалы в героях нартского эпоса, таких как нарт Несрен, нарт Шебатыноко и нарт Пазад. С тех далеких пор каждый черкес, желавший стать достойным героем, должен был уметь скакать на лошади и сражаться с такой же непобедимой отвагой, как это делали нарты. И так же как нарты, он должен был жить согласно строгому этикету: ценить честь и свободу больше жизни, быть всегда учливым, добрым, щедрым и гостеприимным для всех; уважать пожилых и женщин; защищать детей и слабых; а во времена войны или в момент вызова — открыто и с честью принимать ситуацию, поступать в соответствии с безукоризненной честностью, уверенностью, ловкостью и находчивостью. Даже так называемые «зекLо» — дальние походы на лошадях в поисках приключений, вызова и, возможно, добычи уходят корнями в давние времена нартов. Это широкоизвестный факт, признаваемый нартологами, фольклористами и историками.

С.Хотко считает, что расцвет черкесского рыцарства пришелся на средние века, в тяжелейшие времена татаро-монгольского ига. Численность адыгов была довольно высокой. Наши предки занимали половину Северного Кавказа, и количество феодальной кавалерии было достаточным не только для защиты этой обширной территории, но и для дальних походов. Более того, к XIII веку черкесская феодальная система стала отдавать свои «излишки» — детей дворян, для которых не находилось места и применения на родной земле. «Ватаги этих всадников, этих «странствующих рыцарей» рыскали по всему Кавказу и Восточной Европе в поисках славы и добычи. Костяк этих отрядов составляли уорки — младшие дворяне. Б.Х. Бгажноков считает, что дальние походы рыцарей-наездников с целью грабежа, известные под названием «зек1о», по своей значимости в экономической и духовной жизни Черкесии — одна из самых важных страниц в ее истории». Не менее важной страницей было также правление черкесских мамлюков в Египте, и та роль, которую они играли в мировой политике на протяжении веков.


Великое переселение адыгов

Татаро-монгольские нашествия радикально изменили этническую карту Северного Кавказа в XIII веке. Одни племена этого региона, под давлением вторгающихся сил, покинули свои традиционные места проживания и переселились на новые территории. Другие растворились в культуре пришельцев, утратив свою самобытность. А некоторые, проявив твердость и исключительную жизнеспособность, сохранили свою этническую идентичность. К этой группе относятся адыги. Они сохранили верность традициям своих предков и своей древней земле, Кавказу.

«Как отмечает Л.Люлье, «…на переселение черкесских племен имело влияние появление монголов, шедших в 1237 г. на покорение Казарин; а потом поход Батый-хана и, наконец, Тимура (Тамерлана) в 1395 г. на Азов». Завоеватели, разгромив алан и кипчаков, рассеяли их; часть горцев была загнана в теснины Кавказских гор. В результате карачаево-балкарцы, аланы-осетины, вайнах и и другие народы, надолго изолированные в горах, были обречены на тяжелую борьбу за свое существование».