Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

По А.Т. Керашеву и А.Ю. Чиргу, «…процесс переселения начался еще в X—XI вв. Уже в XII веке адыги достигли верховьев Кубани. Однако, массовый характер миграции на восток получили после вторжения на Кавказ татаро-монголов». …Разорительное вторжение на Северный Кавказ татаро-монгольских орд «очистило» обширные равнинные пространства от местного населения; многие народы, в том числе аланы, отступили в горы. Желание адыгской знати расширить «жизненное пространство» подкреплялось непрекращающимися распрями и междоусобицами, возникавшими на почве феодальной тесноты. …В течение XIII—XV веков адыги постепенно раздвинули границы своей территории. На севере они достигли реки Таны (Дон), овладев плодородными землями Восточного Приазовья. А на востоке адыгские переселенцы вышли к берегам реки Сунжи. Так постепенно началось передвижение некоторых групп адыгов на север от реки Кубани, а также на восток, в бассейн реки Терек, где к концу XIII—XIV вв. они расселились на значительной территории предгорных районов Центрального Кавказа, высвободившихся к тому времени от алан.

Этот процесс переселения положил начало изоляции одного из сегментов адыгов — кабардинцев (кабартан). Их число было относительно небольшим в XIV— XV веках. Бесленеевская группа адыгов также обосновалась в бассейне Терека рядом с кабардинцами. Князь Инал, родоначальник кабардинских, бесленеевских и чемгуйских (темиргоевских) князей, успешно объединил существенную часть населения под своим началом. «Под его твердым и благоразумным управлением, — писал Ш.Ногмов,— прекратились смуты и беспорядки между адыгейцами. Он успел примирить воюющие силы и соединить расселенные силы».

Существуют доказательства того, что кабардинцы до этой миграции населяли северное побережье Азовского моря в районе современного Таганрога. В XIV в. они расселились в районе Пятигорска и Ошхамафа (Эльбруса), вытеснив алан, которые бежали туда веком раньше из степей Северного Кавказа.

«Следы прежнего проживания адыгов-кабардинцев сохранились на карге генуэзца Весконта (1318 г.), где в районе нынешнего Таганрога имеется надпись «Кабарди». …Географические названия сохранили память о пребывании кабардинцев и в Крыму. Л. Люлье сообщает, что « …существуют там и поныне (1857 г.) развалины замка «Черкес-Кермен»; местность между речками Бельбек и Кача называется «Кабарда» и «Черкес-дюзь», т.е. «Черкесская равнина». Это отражено и в адыгском сказании «Тауч и Пэштэуко Тлешеж», в котором действие происходит в адыгейской среде в Крыму, близ Керчи».

Представляет интерес сообщение А.М.Гадагатля, который, ссылаясь на архивные источники, утверждает, что в XIV—XV вв. предки современных осетин переселились из Западной Черкесии (а точнее, с побережья Азовского и Черного морей, с устьев Дона и Кубани) в район Эльбруса, где стали постоянными соседями восточных адыгов-кабардинцев.

Татаро-моногольское иго и нашествие Тимура вызвали также значительные перемещения и среди абазин, родственных по языку абхазам и адыгам. История этого народа своими корнями уходит в историю Абхазии. Согласно выводам исследователей, в древние времена абхазы и абазины составляли одну этническую группу, единый в языковом отношении коллектив, обитавший на одной территории. И в наше время абхазо-абазинские наречия остаются весьма общими, сохранившими общность грамматического строя и основного словарного фонда, при котором достигается взаимопонимание между представителями различных диалектов.

Самоназвание абазин («абаза») тесно связано с названием древнеабхазского племени абасгов, которое часто встречалось в римско-византийских источниках II— VII веков, затем распространилось в разноязычных летописях в форме «абазги», «обезы», «абаза». Долго считалось, что предки абазин первоначально обитали по Черноморскому побережью — ашхарцы примерно от Гагр до Адлера и Мацесты, а тапантовны далее к северо-западу, где можно найти соответствия наименований абазинских феодальных родов (Лоо, Керчь, Дадыркван). Другая гипотеза выводит предков абазин на Северный Кавказ через долины Мзымты, Бзыби и Кодора напрямую через перевалы (Пссашхо, Санчар, Марух, Клухор), с территории, издавна занимаемой абхазоязычным населением… Среди поводов к переселению называются недостаток удобной земли и, в особенности, пастбищных мест кровомщение и внутренние раздоры, вытеснившие небольшие группы абхазов сначала в верховья упомянутых рек, а затем на северные склоны по соседству с кабардинцами Согласно одному из абазинских преданий, переселенцы двигались через горные перевалы между верховьями рек Белой и Теберды. В других преданиях конкретно называются Клухорский и Марухский перевалы, а часть абазин выводится из центральной части горной Абхазии, Цебельды. На связь с Кодорским ущельем указывают такие северокавказские названия, как Теберда, Кеч, Клыч, Кваначхир и др.