Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Рыболовство занимало важное место в экономике адыгов. «Лиманы и устья Кубани и степных рек у берега Азовского моря кишели рыбой. Рыболовство было распространено в Приазовском и Причерноморском районах… В генуэзской колонии… на реке Протоке… население, состоявшее преимущественно из адыгов, занималось, главным образом, солением рыбы и приготовлением икры, которыми оно снабжало Константинополь. Адыги занимались и охотой, однако «охота, как и рыболовство, существовала только как второстепенное занятие».

Внешняя торговля. В XIII— XV вв. адыги в основном торговали с Генуей, а позже — с Крымом и Турцией, Они также поддерживали торговые связи с Поволжьем, кипчаками, аланами, т.е. с народами Золотой Орды. Предметами внешней торговли были товары, имевшие высокую потребительскую стоимость для населения Северо-Западного Кавказа, такие, как соль и предметы роскоши для правящей верхушки.

Статьей экспорта Адыгеи были также рабы. «Наибольший спрос был на детей от 6 до 12 лет и на молодых людей, годных к несению военной службы. …Наиболее крупные невольничьи рынки XIII—XV вв.— Каффа, оплот Генуи на Черном море, Тана, Себастополис и Копа. Цены на рабов… менялись в зависимости от внешности, телосложения и рода занятий, для которых рабы предназначались».

«В генуэзских архивах XIII века сохранилось много нотариальных актов, относящихся к работорговле на Западном Кавказе. Из них видно, как высоко ценились адыги. Рабы черкесы и черкешенки в возрасте от 5 до 15 лет стоили от 230 до 750 аспров.

Пленных, продаваемых в рабство, обычно сковывали вместе по два человека и отводили под надзором к месту назначения. …Часть проданных рабов оставляли в районе Причерноморья (Крым, Малая Азия). Многих отправляли в Египет и другие ближневосточные страны…

В донесении венецианского посла Лоренцо Бернардо (1592 г.) говорится, что Турция граничит с адыгами и мегрелами, которые «представляют собой как бы рудник для добывания рабов, …которых везут наподобие скота в Константинополь и продают с публичного торга». Большие партии рабов направляли в Западную Европу. В XIII—XIV вв., говорит Лучицкий, «в Венецию и Геную рабов привозили сотнями и тысячами, и рынок всегда был полон».

Кроме рабов, из Адыгеи вывозили рыбу, икру, хлеб, меха, воск, дерево, фрукты, серебряную руду. В Адыгею импортировали соль, хлопчатобумажные ткани, рис, мыло, ладан, горчицу, имбирь, некоторые утонченные пряности, итальянские сукна, бокассины (тонкая льняная ткань для рубашек), букаран (легкая дорогая ткань вроде муслина), ковры, клинки сабель» и т. д.


 

Следы матриархальной системы

Самые ранние следы матриархальной системы можно найти в адыгском эпосе «Нарты». Роль женщины в этом эпосе огромна. Наиболее известен образ Сатаней, которую этот народный эпос зовет «нашей матерью». Окруженная почетом, она является явным доказательством того, что матриархальная система существовала среди адыгов в далеком прошлом. Это подтверждают образы других героинь эпоса «Нарты». Среди них — Адиюх. Светом, исходящим от ее рук, она озаряла дорогу нартам, возвращавшимся домой с добычей. Другие легенды рисуют нам образ женщины-воительницы, женщины-заступницы, женщины-советчицы, женщины-целительницы, исцелявшей мужчин своим дыханием или прикосновением руки. Все эти легенды были записаны кубано-шапсугской экспедицией в 1949 году и являются подтверждением существования матриархальных отношений у адыгов.

Следы матриархата прослеживаются также в институте так называемого аталычества, широко распространенного в Адыгее вплоть до XIX века, и в легендах об амазонках, женщинах-воительницах, о которых издревле говорится на Кавказе.