Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Гостеприимство — глубоко устоявшаяся адыгская традиция. «Вообще у них в обычае гостеприимно и с величайшим радушием принимать всякого… По уходе (гостя) хозяин провожает кунака-чужестранца до другого крова, охраняя его и, если потребуется, то отдает за него жизнь, как самый преданный (друг)».

Феодальные отношения. Раннефеодальные отношения сформировались в Адыгее в XIII веке, согласно литературным источникам и находкам Белореченской культуры. Длительный этап формирования предшествовал установлению феодализма в Адыгее.

Ранние источники не дают нам достаточной информации об основной массе «тфэ-котлей» (свободных крестьян), составлявших 75% населения в 1867 г. Точно также, мало что известно о «пшитлях» (рабах) того периода. Интериано лишь слегка затрагивает эту тему. Говоря о социальной структуре Адыгеи в конце XV века, он пишет: «Есть среди них знатные (nobili) и вассалы (vassali), и сервы (servi) или рабы (schiavi). Знатные пользуются среди прочих большим почетом и большую часть времени проводят на коне. Они не терпят, чтобы подданные держали лошадей, и если случится вассалу вырастить какого-нибудь жеребенка, то, как только он станет большим, его отнимает дворянин (gentilhuomo) и дает ему взамен быков со словами: «Вот это, а не конь годится (подходит) для тебя». Между знатными много таких, которые имеют вассалов и все живут без какой-либо зависимости друг от друга и не желают признавать над собой никакого владыки, кроме господа бога, и нет у них ни судей, ни каких-либо писаных законов. Сила или смекалка, либо третейский суд разрешают споры между ними».

Тот же автор свидетельствует, что адыгейская знать хочет, «чтобы дворяне не занимались никакими торговыми делами, исключая продажи своей добычи, говоря: «Благородному подобает лишь править своим народом и защищать его, да заниматься охотой и военными делами».

Женщины господствующего класса, по словам Интериано, «не занимаются никакой работой, за исключением вышивания и украшения кожаных изделий».

Материальная культура адыгов. «Письменные источники об одежде адыгов XIV—XV вв. говорят очень скупо. Интериано сообщает следующее: «Верхняя одежда у них делается из валяной шерсти, наподобие церковной мантии, которую они носят открытой с одной стороны так, чтобы правая рука оставалась свободной. На голове (носят) шапку из того же войлока, в виде сахарной головы. Под плащом они носят так называемые trelicci из шелковой или полотняной материи с широкими складками и собранные у пояса внизу наподобие того, как носили древние римляне. Носят сапоги и ботинки, надеваемые одни на другие, и очень нарядные и широкие холщевые шаровары. Усы носят длиннейшие. Носят также с собою всегда на боку прочее свое снаряжение, а именно — огниво в красивом кожаном кисете, которые делают и расшивают женщины».

Несравненно полноценнее данные археологических источников. Вот некоторые из них взятые из книги «Очерки истории Адыгеи». Раскопки Н.И.Веселовского в большом богатом курганном могильнике близ станицы Белореченской в 1896 году обнаружили хорошо сохранившуюся часть костюма умершего. «По найденным здесь крупным кускам ткани реставратору Государственного Исторического музея Е.С. Виленовой удалось реконструировать в 1950 г. покрой халата и кафтана, уточнив предварительное описание Н.И.Веселовского. Изучение этого материала показало, что одежда адыгов XIV—XV вв. является прототипом черкесской национальной одежды XIX века… Под длинным прямого покроя халатом с разрезными у локтя и суживающимися книзу длинными рукавами (прототип черкески и старинного женского платья) носили короткий кафтан в талию (прототип бешмета) и широкие прямые шаровары на вздержке у пояса. Рубашка, надевавшаяся под кафтан, шилась из более тонкого материала и застегивалась до самого горла. Кафтан имел стоячий воротник «козырем», полы его вверху не сходились вплотную, так что была видна верхняя часть нижней рубашки.