Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

На груди до талии кафтан застегивался на красивые пуговицы, от которых, так же как и от петель застежки, шли нашивки — горизонтальные полоски из тесьмы или сложенной жгутиком материи (другого цвета), служившие украшением. Они нашивались иногда почти до подола, но уже без застежек. Такого же вида нашивки с пуговицами украшали и халат. Верхняя одежда шилась из более тяжелой и плотной ткани (в материале Белореченского могильника — это плотный шелк, парча, аксамитный бархат), нижняя — из более легкой (тонкая камка, тафта). Шаровары, судя по сохранившимся остаткам, делались из шелка-камки или из кожи. Халаты и кафтаны по бортам и подолу часто обшивались узорчатой лентон-тесьмой и всегда делались на подкладке из более легкой ткани».

«Расцветку одежды установить трудно (так как почти все ткани, вынутые из могил, приобретают коричневую окраску), но судя по описаниям Н.И.Веселовского, видевшего остатки одежды в момент раскопок, пока они еще сохраняли, хотя бы отчасти, свои первоначальные цвета, это были пестрые узорчатые ткани лилового, желтого, зеленого, коричневого (красного) и синего цвета. Сохранившиеся в белореченских курганах ткани изъяты из богатых погребений местной знати и относятся исключительно к дорогим сортам привозных товаров — венецианский аксамитный бархат и парча («золотые ткани»), китайский и иранский шелк. Очевидно, такого же фасона была и простая одежда рядового населения, которая шилась, по описанию Интериано, из холста и шерстяной ткани местной выделки. Впрочем, и в рядовых могилах часто находят остатки шелка, потому что покойников хоронили в их лучшей, нарядной одежде. В одном из женских погребений сохранились остатки шубки из меха дикой козы. Несомненно, что меховая одежда и бурки из войлока, о которых упоминает Интериано, также широко употреблялись, как и в последующее время».

Кожаная обувь адыгов этого периода часто украшалась вышивкой или серебряной аппликацией. Иногда они носили низкие чувяки с отдельными ноговицами, как показывают раскопки Д.Я.Самоквасова. «Шаровары заправлялись в голенища сапог или ноговиц, которые перетягивались под коленями ножными подвязками с пряжками и металлическими украшениями, подобными поясным.

Фасоны головных уборов мужчин и женщин значительно отличались друг от друга. В раскопках белореченских курганов были найдены мужские шелковые тюбетейки с кистью на шнурке, который свешивался с шкушки, и меховая шапка типа папахи. Женские головные уборы имели вид шишака со стержнем на верхушке, увенчанным небольшим полумесяцем. Богатые уборы иногда делались из серебра, обычные же целиком из ткани и войлока или из ткани с металлическим навершием и с привесками на цепочках.

Навершия кабардинских женских головных уборов из Карраса отличались большей высотой… Назначение такого головного убора — увеличить рост его обладательницы, выделить ее среди других. Это была широко распространенная мода эпохи. Высокие головные уборы имеют также женские «каменные бабы» половцев XI— XII вв.; в XIII—XIV вв. знатные монголки носили утрированно высокие головные уборы, называвшиеся «бокка», но иного фасона, чем северокавказские. Очевидно, фасон этих уборов (одинаковых по принципу высоты) варьировал в различных местностях у этнически близких кубанских адыгов и кабардинцев. В современном этнографическом материале к фасону белореченского убора ближе всего подходит вышедшая в XIX веке из употребления адыгейская шапочка девушки-невесты и молодухи, называемая «чилич пао» (щылыч nalo) или «башня-шапка». Покрывала с вышитой каймой были также частью женского головного убора».

«Образцы вышивки на одежде, кошельках, кисетах и даже ножнах, находимые в курганах, говорят о высокой культуре рукоделия адыгов XIV—XV вв. … Прием отделки аппликацией дошел до наших дней в искусстве адыгейских и кабардинских мастериц, а корни его в Прикубанье уходят в сарматское время.