Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

 

Адыги и иностранные захватчики

Вторжения татаро-монгол, Генуи и, позже, Крымского ханства. Турции и ее вассалов определили внешние политические связи Адыгеи XIII—XVI вв. Ее связи с Византией, игравшие важную роль в VII—XIII веках, отодвинулись на второй план в связи с упадком империи.

Факторами, способствовавшими этому повороту событий, были: завоевание татаро-монголами Центральной Азии в 1221 году, подчинение им Закавказья в 1235— 1239 гг. и Руси в 1240 г. За 20 лет необъятное государство Золотой Орды стало прахтически независимым, повергнув Русь в татаро-монгольское иго, расширив южные границы до Крыма и подчинив себе Северный Кавказ. Войны, набеги, грабежи и непосильные налоги, последовавшие за этим, опустошили земли аланов, ассов, авлаков, черкесов и русских.

В 1453 г. турки захватили Константинополь и сокрушили Византийскую империю. В 1460 г. Трапезундская Греческая империя прекратила свое существование. Турецкие султаны установили свое господство на Черном море. В 1475 г. пала Каф. фа, которая была оплотом Генуи в Причерноморье. После этого турки захватили все итальянские владения, разграбили одни колонии и подчинили турецкому протектоу рату другие.

В течение некоторого времени Крымское ханство находилось под властью Золотой Орды. Позже ханство, управляемое династией Гиреев, было вассалом Турции с конца XV века и до Кючук-Кайнарджийского мира в 1774 г., и часто использовалось как орудие осуществления экспансионистских планов в Черкесии.

В первой половине XVI в. во времена правления султанов Селима II и Амюрата III Турция завоевала грузинские земли (Гурию, Имеретию, Мингрелию) и Абхазию. и начала продвигаться в Черкесию и другие земли Северного Кавказа.


 

Духовная культура адыгов

Пантеон языческих богов адыгов очень богат. Их происхождение временами кажется связанным или переплетенным с мифологическими персонажами и даже с некоторыми героями эпоса «Нарты». Верования, которые они представляют, были приспособлены к их образу жизни и состояли из нескольких (ранних и более поздних) страт. Страх, потрясение и благоговение порождали в человеке веру в небеса и гром, солнце и луну. Возможно, поэтому Шибла — бог грома и молнии у адыгов — был их первым мифологическим персонажем.

В начале XVIII века «…Абри де ла Мотрэ подчеркивал, что религиозные воззрения адыгов не обладают определенной системой, что в них смешаны различные элементы язычества с христианством и мусульманством. …Как отмечал Л.Г. Морган, историческое развитие религиозных идей является сложным процессом, связанным с воображением и эмоциональной природой человека, а следовательно, и с неопределенными элементами познания, что все примитивные религии оказываются странными и до известной степени непонятными».

Тем не менее, «примитивная» религия адыгов оказалась достаточно живучей. «Именно поэтому,— пишет А.Т.Шортанов,— адыгские племена, воспринявшие христианство еще в V в. н.э., оставались носителями языческой культуры, а в XVI— XVII вв., уже восприняв ислам, они продолжали почитать священные рощи… и торжественно проводили праздненства в честь языческих божеств Тхагалиджа, Тлепша, Шибле и др.».

Черкесы наполнили природу множеством духов и божеств. Они одушевляли все предметы и явления природы. Практически не существовало различия между одушевленными и неодушевленными вещами, между преднамеренным и случайным. Духи были материальны, редко видимы и окружены тайной. Каждый лес, каждая река и гора имели своих духов-покровителей.

Широко распространены были демонологические понятия. Джин (дьявол), главный дух, был прикован цепями к вечным снегам горы Эльбрус. Черкесы также верили в ведьм и колдунов. Всякая болезнь или неудача объяснялась действием злых духов.