Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

До недавнего времени в Черкесии можно было наблюдать следы древних племенных культов, которые в первую очередь выражались в поклонении перед семейными и племенными божественными покровителями. Отдельные племенные божества часто превращались в общие, все-адыгские. В свою очередь, определенные племенные подразделения и семьи выбирали себе покровителей из все-адыгского пантеона.

А.Т. Шортанов различает два вида божеств: космогонические и хтонические.

Космогонические божества:

  1. Тха-Тхашхо,
  2.  Уашхо,
  3. Гобжогош,
  4. Псатха,
  5. Шибле.

Хтонические божества:

Мужской пантеон —

  1. Тхаголедж,
  2. Амыш,
  3. Тлепш,
  4. Ахин,
  5. Мазитха,
  6. Созыреш,
  7. Кодес,
  8. Несрен,
  9. Зекотха,
  10. Жегупатха,
  11. Аушджерджий, 
  12. Ела.

Женский пантеон —

  1. Сатаней,
  2. Малечипху, 
  3. Адиюх,
  4. Хи-Гуаша, 
  5. Чиг-Гуаша,
  6. Ханце-Гуаша,
  7. Псыхо-Гуаша, 
  8. Хипа-Гуаша,
  9. Хаде-Гуаша,
  10. Тха-Гуаша,
  11. Мез-Гуаша,
  12. Марием.

Клановые божества и покровители —

  1. Схуска, 
  2. Хакусташ, 
  3. Кодес,
  4. Пшишан, 
  5. Ноакаше,
  6. Чашта, 
  7. Тхаралей,
  8. Тхатапас, 
  9. Тохлитха,
  10. Дыгодиш,
  11. Хауц-Хаш,
  12. Тхагейчу,
  13. Оутхой-Кас, 
  14. Шу-Моучу, 
  15. Хох-Мох. 
  16. Тхакуафешу,
  17. Хадрих,
  18. Тхашу,
  19. Тхаширипху,
  20. Сотраш.

Тератологические типы:

  1. Иныж,
  2. Благуа, 
  3. Емынеж,
  4. Хашхавыла,
  5. Аль-мастэ,
  6. Нагучитце.

В добавление к этому, А.Х. Шеуджен в книге «Земля адыгов» дает нам имена следующих черкесских божеств и покровителей:

  1. Аерг,
  2. Аймыс,
  3.  Алий.
  4. Анцва,
  5. Аущэдж,
  6. Афы,
  7. Ахумида,
  8.  Дебеч,
  9. Джаджэ,
  10.  Дзахуш,
  11. Емыщ,
  12. Зиусхан, 
  13. Исса,
  14. Мамыш,
  15. Мезитль, 
  16. Местэ,
  17. Мусса, 
  18. Саусрок,
  19. Стау,
  20. Тга,
  21. Тлохумишх и Шеберис, 
  22. Тугузитха,
  23. Тыгуплоху,
  24. Уазыр-мес, 
  25. Шиберис,
  26. Шхагуашэ,
  27. Шыргупс.

Мы не можем описать здесь функции всех этих черкесских богов и покровителей и связанные с ними обряды. Тем не менее, для того, чтобы ознакомить читателя ближе с существом вопроса, мы должны упомянуть нескольких из них.

Тха. «У адыгов существовало представление, что творцом всего сущего был бог — Тха, нередко характеризуемый как Великий бог — Тхьашхуэ. Он сотворил мир и людей. Мир создан им из огня, воды, земли и воздуха. Тха не имеет ни начала, ни конца, ни пола. Тха вездесущ, но место его обитания — небо».

Согласно А.Т.Шортанову, «Тха не принимает непосредственного участия в действиях богов и людей, а служит лишь «высшей инстанцией»… Тха весьма редко фигурирует среди других языческих богов, но зато он играет важную роль в культах. Во всех посвящениях …он выступает как начало всех начал. Тха — везде и во всем. Его именем начинаются почти все виды хохов».

Важно отметить, чго «Тха не имеет даже идола, как Созереш или Гера, которые олицетворялись обрубком сучка или простым бревном, или же, как Эрот и Дионис, воплощались в глыбе или столбе,— писал А.Т.Шортанов.— Он не наделен и какими-нибудь чертами, как, напрмер, грозный Шибле, Зевс или Посейдон, олицетворяющий морскую стихию. Правда, адыгский Тха при необходимости может быть и суровым в одних случаях, и всепрощающим в других».

Даже зарубежные авторы писали о черкесском Тха-Тхьашхуэ. Жан-Виктор-Эдуард Табу де Мариньи писал: «Черкесы признают верховное божество и несколько небесных сил рангом пониже. Они верят в бессмертие души и иной мир, где с каждым обращаются в соответствии с его заслугами». Много позднее, Карл Кох писал то же о религии адыгов: «Основой всех религиозных взглядов черкесов является вера в высшее существо». Основой религии черкесов была вера в единого бога, в неизбежность судьбы и в то, что жизнь на этом свете коротка. Т.Лапинский, который знал черкесский язык, говорил о верховном боге Тхашхо (Тхьашхуэ), и указывал, что у него имеется целый ряд подчиненных ему богов — Тхацику (маленькие боги). «В честь Тха адыги устраивали ежегодные праздненства, сопровождавшиеся дифирамбическими хохами и танцами».