Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Тыгъэ (Солнце). Адыги считали, что Солнце и Луна — брат и сестра. Есть, однако, и такая версия в фольклоре, что они — братья. Солнце — старший брат. Они нежно любят друг друга, и когда встречаются — обнимаются. Так происходит затмение.

Ф. Бларамберг, который довольно хорошо знал адыгов, считал, что некоторые из них поклонялись Солнцу. Большое число фольклорных, этнографических и лингвистических данных подтверждает, что культ Солнца действительно существовал у адыгов. Они помещали свечи на ветки Созереша у входа в комнату больного человека, на люльке новорожденного и т. д. Во время зооэпидемий скот прогоняли через круглые костры. Такие же костры разводили во время празднования Нового года, и молодые парни и девушки прыгали через них. Очевидно, что поклонение Солнцу тесно связано с культом огня. Многие археологические находки на Кубани и Таманском полуострове подтверждают, что культ Солнца существовал у меотов и синдов (VII—VI вв. до н.э.). У адыгов до сих пор есть выражение: «Постоянно живущее Солнце прячется и снова выходит».

Мазэ (Луна). О том, что поклонение Луне у адыгов существовало в какой-то момент истории, отражено в их фольклоре. «Известный советский археолог П.У. Аутлев приводит следующие данные: «В новолуние люди собирались в назначенное место и обращались к Луне с различными просьбами. На место моления, например, приносили самые нужные вещи и показывали их Луне для того, чтобы она дала людям подобные предметы. Туда же часто приводили породистую дойную корову, ставили перед собравшимися и, показывая ее Луне, просили, чтобы она обеспечила людей множеством таких хороших коров»… Темные пятна на Луне адыги отождествляли с фигурой чабана с отарой овец. …Сияющее отражение Луны предвещало ненастье. …Считали, что если у молодой Луны края остро закручены вверх, то будет месяц засухи, а если опущены вниз — будет дождливый месяц и т. д.

С Луной связывался и целый цикл всяких поверий. Например, утверждалось, что …затмение Луны предвещает эпидемию, а блеклые очертания краев Луны — войну и т. д. …Адыгские девушки гадали при Луне, чтобы узнать о суженом. …Девушка очищала кольцо из чистого золота лоскутком нового бархата и, глядя в него, приговаривала: «Ялах! Покажи мне суженого».

В ночь новолуния адыгская молодежь выходила с факелами, песнями и танцами за околицу села. Здесь устраиваются танцы, разводятся костры, через которые по очереди прыгают все присутствующие. …Общественные чувства поклонения Луне, как впрочем и Солнцу, выражаются в экстазе коллективного танца «Удж», но при этом строго запрещались любые формы вакханической невоздержанности …и всякие виды фривольности».

Шибле был богом грома и молнии, покровителем дождя. Иногда он помещался даже выше Тхашхо (Великого Бога). Адыгская поговорка гласит: «Если Шибле рассердится, Тхашхо не укроется от его гнева».

Адыги верили, что гром и молния случаются по воле богов. Поэтому те места, деревья и камни, в которые ударяла молния, становились святыми. Они не оплакивали человека, убитого молнией, так как этот человек считался благословенным богами. Его хоронили на том же месте, где он был сражен молнией, и могила его становилась священным местом, посещаемым людьми, молящимися о дожде.

Обряд почитания бога Шибле всегда сопровождался танцем «Шибле удж». Ж.Б. Тавернье (1605—1689 гг.) писал: «Когда гремит гром, все тотчас же выходят из селения, и вся молодежь обоего пола начинает петь и танцевать в присутствии пожилых людей, сидящих вокруг. Если молния убивает кого-нибудь из них, они хоронят его с почестями и считают счастьем, признавая такую смерть милостью бога. Если молния ударит в один из домов, то даже если не убиты ни мужчина, ни женщина, ни ребенок, ни животное, вся семья, обитающая в этом доме, содержится в течение целого года, ничего не делая, за исключением танцев и пения».