Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Много лет спустя Дж. С. Белл был свидетелем захоронения козы, убитой молнией в долине Каффы, и описал этот обряд. «Толпы черкесов окружали довольно высокий столб, на вершине которого была прикреплена голова козы, а кожа привязана к перекладине. Кожа развевалась, как знамя, около нее был сделан из 4 столбов балдахин, плоская крыша которого состояла из густо сплетенных зеленых веток и обнесена круглой солидной изгородью. Это, как я узнал, было священное место, где коза погибла святой смертью от молнии, и ее смертные останки, кроме головы и шкуры, лежали под балдахином. Вблизи этих трофеев находилась круглая большая травяная площадка, которая была совершенно вытоптана. На ней развлекалась молодежь этой местности — мужчины и женщины в течение трех дней танцевали, празднуя память посещения этой долины Шибле». Этот танец длился в одних случаях три дня, в других — семь. Нам не известен древний рисунок этого танца. Однако, можно предположить, что современный «Шибле удж» сохранил его основные контуры, потеряв при этом свое ритуальное значение и став вполне светским танцем.

«Шибле удж» — это коллективный круговой танец, в котором мужчины и женщины, парами держась за локти, двигаются то вправо, то влево по кругу. Современный удж не сопровождается пением. В адыгском фольклоре сохранился древний речетатив, обращенный к Шибле во время «Шибле удж»:

Елле, елле, не бей по жилищам нашим,

Елле, елле, охраняй ты нашу жизнь,

Елле, елле, Тхашаг лес не воспламеняй,

Елле, елле, грушевой воды дай напиться,

Елле, елле, и ты испей нашего напитка,

Елле, елле, ты даришь мам шесть камней,

(для молотьбы на току),

Елле. елле, мы все разом тебе пляшем,

Елле, елле, дерево Тхашага обтанцовываем,

(т.е. танцуем в честь тебя).

Несомненно, что через влияние христианства слово «Елле» заменило имя «Шибле» гораздо позже. До этого адыги воспринимали Шибле как живое существо, чью доброту’ и расположение они пытались выиграть. Страстное желание приблизиться к этому божеству может быть услышано в обращениях к нему. В то же время адыги не имели четкого представления об облике Шибле. В адыгской мифологии Шибле скачет по небу на черном скакуне, и стук его копыт отзывается в громе и молнии.

Псатха. Это название состоит из двух черкесских имен: «пса» (душа) и «тха» (бог). Псатха был богом души. Информация об этом божестве скудна и противоречива. Л.И.Лавров пишет: «Напрасно некоторые авторы пытаются изобразить его (Псатха) каким-то «богом жизни, душ и даже древнекабардинским божеством солнца». Псатха упоминается чаще всего, когда речь идет о детях, о болезнях и невестах. В мифологии он фигурирует не столь часто, как другие божества и покровители, однако он обладает календарным циклом празднеств и вспоминательных ритуалов, игр и танцев. В частности, на берегу реки Махогерсыхэ, у горы, склоны которой обращены к солнцу, ежегодно устраивался сандрак — празднество, продолжавшееся полтора-два месяца. На это празднество съезжались люди со всей Кабарды».

«По воззрениям предков адыгов, Псатха признавался одним из главных божеств, вторым богом после Тхашхо. Это — несомненное свидетельство той силы веры в душу, которой была пронизана адыгская мифология… По понятиям адыгов, душа не имеет материальных очертаний. Представления о ней довольно отвлечены и в то же время крайне разнообразны. Душа или дух может воплощаться не только в человеке, но и в неодушевленных предметах, например, в дереве или скале… Местонахождение души адыги обозначают по-разному. Одни говорят, что она находится в сердце и в крови. Другие (их большинство) утверждают, что душа располагается в горле. Третьи местом обитания души считают голову».