Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Адыги верили, что душа покидает тело человека или животного после смерти. Со смертью прекращается лишь движение человека, а не его жизнь. Адыги верили, что душа злого человека переходит к злому, а доброго — к доброму. Поэтому они «остерегались давать своим детям имена «зловредных людей», тогда как считалось приличиствующим давать внуку имя деда, если дед был благообразным, добродетельным или героем — считалось, что с именем прадеда или деда к младенцу перейдет и частица его души, его достоинства».

Адыги верили, что после смерти человека его душа отправляется на небеса сама по себе или же с помощью ангелов. Там она предстает перед Псатха, который либо наказывает, либо благославляет ее, в зависимости от земной деятельности умершего. Псатха милосердно поощрял души примерных людей и наказывал плохих.

Адыги также верили, что душа спящего человека временно покидает его, поэтому запрещалось грубо будить человека действием или громким голосом. Засыпать во время заката солнца или будить спящего в этот момент также запрещалось.

Наряду с Тха, Псатха распределял души и правил ими. Он был способен успокоить ураганы, вьюги и морские штормы. Адыги приносили ему в жертву белую козу

Дух гор был суровым стариком и жил один на вершине высокой горы. Когда-то он был правой рукой Тха (Верховного Бога), но разругался с ним. Он посмел просить Тха поделиться своими знаниями с человеком. За это Тха выдворил его из рая. С тех пор дух гор ненавидит своего соверена. Он не любит и людей за то, что те, отказавшись от получения знаний, не помогли ему в его борьбе против Тха. Когда дух гор находится в покое, все вокруг цветет и птицы поют в лесу. Но когда он злится, горы окутываются облаками, земля трясется, и реки бурлят.

Псыгуаша или Псыхогуаша была «девой речных вод». Адыги обращались к ней с молитвами о дожде, особенно весной. Молодые люди и девушки при этом плескали друг в друга водой.

Стау. Наряду с Зиусханом, Стау был покровителем болезни (оспы). Так, в шапсугской песне лечения говорится:

Стау, Стау — владыка,

Выше себя владыки не признающий…

Исцеление ускорь!

Пошли облегчение!

Тлеми был великим богом железа и огня, покровителем кузнецов. Тлепшу приписывается изобретение щипцов, молота и наковальни. Именно он первым сделал серп, меч, стрелу и кольчугу. Он находился рядом с Тхагалиджем в адыгском пантеоне богов. У него была магическая способность излечения больных и раненых. Его праздник отмечался весной ритуальным возлиянием над молотом и наковальней. Л.Люлье сообщает: «…он весьма уважаем в народе, так что имя произносится и теперь (то есть в 1862 г.) вроде клятвы или божбы». И сейчас известна адыгская пословица: «Клянусь небом: с Тлепшем любой кузнечить мастер!». По своим функциям Тлепш близок к античным богам Вулкану и Гефесту. Согласно Ш.Ногмову, этим именем адыги называли библейского царя Давида. Как отмечает Н.Дубровнн, «по преданию, Тлепш похоронен в лесу Гучипце-Говашх; до сих пор (1871 г.) черкесы показывают могилу его, усыпанную кругом железными опилками».

Тхагалидж был богом изобилия, плодородия и земледелия. Б.А.Калоев утверждает, что «…это было чисто кабардинское аграрное божество, западным адыгам он был почти неизвестен». Другие исследователи, напротив, утверждают, что он был «все-адыгским» божеством, сменившим Созереша. Он был в особенности хорошо известен абадзехам. «По верованиям адыгов, Тхагалидж — могучий старик-пахарь с белой до пояса бородой и с золотым посохом. Он — сын предсказательницы Уорсар, брат Амыша и Мамыша. Тхагалидж близок к верховному божеству Тхашхо; он дал нартам семена проса, научил их пахать и сеять.