Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Остатки языческих верований в это божество сохранились до XIX века. Очевидцы описывали празднества в честь божества ежегодно после уборки хлебов. Принесение в жертву белой телки сопровождалось молитвами и ганцами. Одним из наиболее известных мест для поклонения этому божеству до середины XIX века был Джемплохский лес. «И сегодня,— писал М.В. Кат ария,— во время провозглашения первого тоста в Кабарде всегда упоминается Тхагалидж. По верованиям кабардинцев, новый урожай нельзя было употребить до устройства специального пиршества в его честь».

В кабардинских нартских сказаниях это божество изображено прекрасным хлебопашцем. Ему покровительствует сам Бог. Одна из кабардинских здравиц (хох) гласит:

О, наш бог,

Тхагалидж-чудотворец,

Пусть начатые нами дела умножатся!

О, наш бог,

Пусть будет счастливым наш лемех.

Удачной — наша первая борозда,

Земля бы нагревалась теплом,

Она бы дала нам богатый урожай,

О, наш Тха, пусть будет так…

Во второй половине XIX в., с усилением ислама, в тех же песнях, исполнявшихся перед выходом в поле, обращались уже не к Тхагалиджу, а к Аллаху:

О, Аллах! Небо и землю сотворивший,

Ты сделай!

Лемех, который сегодня мы вынесли… и т. д.

До настоящего времени сохранилось древнее название местности в окрестностях Майкопа на левом берегу реки Белой — Тхьагъэлыдж Ихьамэщ (Гумно Тхагалиджа). О происхождении этого названия существует следующее предание: «Тхагалидж был необыкновенно сильный человек. Он славился во всей округе искусством засевать и обрабатывать хлеб. Хлеба у него всегда было много. Несмотря на это, однажды мать упрекнула его, что хлеба не хватит до будущего урожая. Тхагалидж, рассердившись на мать, начал разбрасывать молотый хлеб, и он, падая на землю, превращался в камень. И теперь, берега реки Белой усеяны множеством булыжников — окаменелым хлебом Тхагалиджа…».


 

Христианство в Черкесии

Начиная с раннего проникновения христианства на Западный Кавказ, о котором мы упоминали выше, греческие священники продолжали обращать местное население в христианство. Ордены францисканцев и доминиканцев, установленные здесь в начале XIII в., были основными рычагами контроля деятельности римских миссионеров до тех пор, пока их не заменили иезуиты в XVI в. Прочие европейские колонизаторы также использовали миссионерство для достижения своих целей. С другой стороны, итальянские колонии были точками опоры римских миссионеров в их работе среди народов Причерноморья в XIII—XV веках. В результате этой деятельности, Папа Римский Иоан XXII открыл в Каффе епископальный храм в 1320 году. К 1439 году адыги имели двух католических епископов и одного архиепископа с резиденцией в Матреге (Тамань).

Очевидно, что старательные усилия миссионеров на протяжении этих веков не принесли желаемых результатов из-за явной неохоты местного населения расставаться с собственной религией. Возможно, что отсутствие прогресса в этом деле было результатом того, что религия использовалась для достижения политических, а не духовных целей. Это вызывало негодование и сопротивление местного населения. Многочисленные доклады чиновников Каффы о вмешательстве епископов в дела греков, армян и других народов доводило население Черноморского побережья до отчаяния. Агрессивная деятельность представителей Римской церкви в этом регионе вызывало недовольство даже среди начальников генуэзских колоний.

Представители Римской церкви игнорировали подобные протесты, продолжая ограничивать гражданские и духовные права бунтарей бесцеремонно и всеми возможными способами. Подобная политика не могла соперничать с греко-византийским влиянием в Крыму и на Западном Кавказе. Поэтому адыги остались под влиянием греческой религии. Однако, когда турки и татары захватили итальянские колонии на побережье Черного моря в XV в., распространение греко-византийской веры на Западном Кавказе прекратилось.