Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Он был найден во время раскопок в верхнем течении реки Пшиш. Верхняя полукруглая часть креста носит следы абхазского влияния. Изображения на кресте говорят о языческих культах. «По мнению наших предков,— говорит С.Т. Шамоков,— этот крест был фетишем, обладавшим магической силой, до того, как христианство проникло к адыгам».

Несколько других факторов также способствовало исчезновению христианства на Западном Кавказе. Первым и самым заметным из них был постепенный распад и позже окончательное падение Византии в 1453 году. Грузия, которая на время расцвела при Багратидах, ослабевала и распадалась. И наконец, третий и главный фактор вытеснения христианства с Западного Кавказа — растущая агрессивная сила Турции и Крымского ханства.

Каменный крест. Византийские миссионеры установили его в одной из долин Шапсугии. (Из книги «Один год среди черкесов» Джона Лонгворта)

Каменный крест. Византийские миссионеры установили его в одной из долин Шапсугии. (Из книги «Один год среди черкесов» Джона Лонгворта)

Под влиянием Турции и Крымского ханства существующие церкви были разрушены и духовенство уничтожено на Западном Кавказе. Христианство не смогло устоять здесь и по другим причинам. Прежде всего, богослужение велось на греческом языке, который был непонятен большинству местного населения. Кроме того, церковные и божественные книги не были переведены на местный язык в силу отсутствия у адыгов письменности. Еще более важно то, что христианство никогда не было единственной религией среди адыгов. Как мы уже видели, у них был богатый пантеон своих собственных божеств и традиционных верований, в сочетании с которыми они частично практи-ковали насажденную иностранную религию. В то же время необходимо признать, что христианство сыграло прогрессивную роль в истории адыгов, особенно в их сближении с такими развитыми странами, как Византия, Грузия и Италия.

Следы христианства до сих пор можно наблюдать в некоторых праздниках и постах черкесов. Например, культ креста «къащ» или «джор», который тесно связан с магией, является четким доказательством этого. Этому же свидетельствуют названия адыгских дней недели. Адыги до сих пор называют воскресенье «тхьэу-маф» (хороший день). В этот день они воздерживались от работы. Они называют среду «бэрэскэжъый», а пятницу — «бэрэскэфо», «бэрэскэшхуэ». Предполагается, что последний связан с культом Параскевы (канун еврейского шабата, Good Friday у римских католиков). Другие черкесские названия — «утыжь» (пасха), «лыумышх» (отказ от мяса во время поста) и «къуаяшта» (отказ от сыра во время поста, канун Великого поста) — сохранившиеся следы христианства среди черкесов.


Ислам среди адыгов

Впервые ислам пришел к адыгам вместе с Золотой Ордой в XIV веке. Интересно, что та же Золотая Орда, вливая в свои ряды воинов завоеванных княжеств Южной России, была инструментом привлечения первых русских поселенцев на Кавказе. Когда Мангу Хан достиг Терека в 1277 г., русские, служившие в его армии, были первыми русскими поселенцами на Кавказе.

После этого, суннитская ветвь ислама стала главным орудием распространения турецкого господства в черноморском регионе Кавказа и в ее борьбе против России. Похоже, однако, что миссионеры ислама, так же как и христианские миссионеры до них, имели сложности с обращением адыгов в эту новую религию на протяжении долгого времени. Согласно литературным источникам, наличие исламских элементов у адыгов оставалось весьма незначительным еще во второй половине XVII века. Хадж Халфа, турецкий автор того периода, писал об адыгах: «Одни из них — мусульмане, другие — язычники». Очевидно, даже тогда черкесы еще крепко держались за свои древние верования.