Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

В 1717 г. турецкий султан Мурад IV приказал крымским ханам Довлет-Гирею и Кази-Гирею распространить ислам среди горцев Кавказа. Вслед за этим, Крымское ханство начало насаждение ислама на Западном Кавказе, и влияние Турции на черкесов начало приобретать силу.

Вскоре адыгская аристократия приняла новую религию, включила учения ислама в свою идеологию и начала обращать в нее своих подданных. Более того, духовные лидеры ислама, совершившие паломничество в Мекку и вернувшиеся оттуда с титулом Хаджи, также стали инструментом распространения новой религии. По их настоянию строились новые мечети и открывались медресе для подготовки миссионерских кадров. Браки также играли важную роль в распространении влияния ислама и турко-татарской агрессии в Черкесии. Согласно показаниям Мухаммеда Хашема Ефенди (1782—1785), анапский Ферах-Паша, намеревавшийся усилить турецкое влияние среди адыгов, выбрал себе жену из шапсугской аристократической семьи. Таким образом, он приобрел огромную власть в Шапсугии. «Его свита и солдаты не преминули тут же воспользоваться этим примером». Несмотря на объединенные усилия турецких завоевателей и их приспешников, ислам не получил широкого распространения среди простых адыгов вплоть до XVIII века.

Со временем этот процесс стал неблагоприятно влиять на единство черкесов и их борьбу за независимость. Некоторые члены высшего адыгского общества и новое исламское духовенство оказались в зависимости от высших исламских властей в Константинополе. Религия снова превратилась в политическое орудие, на этот раз — для внедрения турецкой политики на Кавказе. Только неуправляемая агрессия России могла вынудить адыгов массово принять новую религию.


В XIII веке начался медленный процесс формирования адыгской нации из отдельных племен. Феодальные отношения и патриархальные элементы уже существовали, но не было значительных различий между отдельными группами внутри адыгских племен.

К концу XV в. сложилась новая международная обстановка. Византийская империя и генуэзские колонии прекратили свое существование на побережье Черного моря. Победа феодальной Турции и расцвет Крымского ханства создавали серьезную угрозу существованию Черкесии. В то же время, границы Российского государства подошли вплотную к Предкавказью, тем самым создавая новую политическую ситуацию на Кавказе.

Характеризуя ХШ век в истории адыгов (черкесов), Семен Броневский писал «Они занимали восточный берег Азовского моря до Дона, владели Керчью в Крыму и часто совершали набеги на этот полуостров, равно как и на другие страны в Европе. От них происходят эти банды казаков, появившиеся в те дни; они также установили в Египте доблестную династию султанов под именем Бурджитов или Черкесов, чьим праотцом был Султан Беркок».


Адыгские племена и их территории

Мы видели, что меотские названия племен практически исчезли из литературных источников после формирования Адыгского племенного союза Зихии, Касогии и Абазгии. Мы также наблюдали, как новые адыгские племена всплывали под разными именами, неизвестными нам до, скажем, X века. В то же время, владения адыгов сокращались, и к концу XVI в. их северные границы проходили главным образом вдоль реки Кубань. Тем не менее, согласно авторам «Очерков истории Адыгеи», адыги по-прежнему считали степи на правом берегу Кубани своими землями и распоряжались ими по необходимости, но не осели там в связи с опасностью набегов кочевников. С другой стороны, поселения некоторых черкесов почти достигли Каспийского моря.

В XVIII в. земли, населенные адыгами, ограничивались на севере рекой Кубань в том месте, где в нее впадает Лаба. На Черном море их граница протянулась от Тамани до реки Шахэ; на юге адыги соседствовали с абазинами; на востоке их границей был левый берег реки Лаба, а на северо-востоке они граничили с ногайцами. По словам Люлье, адыги считали адыгами только кабардинцев, бесленеевцев, темиргоевцев, хатукайцев и хейгаков. Бжедуги, махошевцы, жанеевцы иногда назывались «абадзэ». Кабардинцы называли абадзехов, шапсугов и натухайцев общим именем «абадзэ-тлепк» (абазинские народы), а всех закубанских народов, кроме бесленеевцев, «кях» (жители низовьев). Абадзехи, шапсуги и натухайцы называли все племена с развитой социальной структурой «адыгэ-чилэ» (адыгские народы).