Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Мы видим нартов, восседающих в Хасэ (Собрании) в доме Аледжа, на рассвете истории. Когда приходит время созыва, нарты собираются в Хасэ со всех уголков Натии, от Дона до Азова и Черного моря, для решения и обсуждения самых серьезных проблем, социальных реформ и других задач, стоящих перед нартами. Натия. страна нартов, согласно этому эпосу, простиралась от северных склонов главного хребта Кавказских гор и северного побережья Черного моря до Керченского пролива и восточного побережья Азовского моря, включая в себя реки Дон, Маныч, Терек и нижнюю Волгу у Каспийского моря. Нартский эпос — лишь часть богатого адыгского фольклора. Говоря о его периодизации, Греков выразил уверенность в существовании «пре-нартских» гимнов, посвященных языческим божествам (Мезитха. Амыш, Тхагалег, Шибла, Тлепш), песни-тосты, легенды и сказания тотемического и мифологического происхождения, которые впоследствии вошли и слились с адыгским нартским эпосом. По словам В.Г. Белинского, «еще выше на лестнице развития эпоса находятся космогонии и теогонии древних. В первых представляется возникновение Вселенной из первоначальных субстанциональных сил, а во вторых — индивидуализирование этих сил в различные божества».

Черкесская мифология, так же как и богатый черкесский фольклор, отражает многие события истории, моральный, духовный и психологический облик отдаленных предков адыгов. В ней присутствуют как мужские, так и женские космогонические и хтонические божества, из которых первые считаются более архаическими и довольно бесформенными духами, в то время как последние обладают реальными чертами. Для примера, космогонические божества Тха (Тхашхо), Псатха, Уашхо, Шибла стоят ближе к естественной религии, чем хтонические божества Тлепш, Мезитха, Тхагалег, относящиеся к практическим активностям.

Говоря об этом эпосе, многие нартологи выражали глубокую убежденность в том, что нарт Несрен является прототипом греческого Прометея, а нарт Саусырыко — прототипом гомеровского Ахиллеса. Согласно этим ученым, древние греки позаимствовали истории у адыгов во время ранней колонизации Черкесского побережья, отшлифовали их и записали как собственные произведения, в то время как их истинное происхождение осталось загадкой для остального мира.

Истиной является тот факт, что предки адыгов создали основное ядро нартского эпоса еще до наступления медно-бронзового века. Этот эпос был создан на языке абыгабзэ в форме высокой эпической поэзии с аккомпанирующими мелодиями для каждого стиха. Вопрос состоит в том, как долго адыги существовали как этническая группа до того, как они достигли такой высокой стадии интеллектуального развития и языкового мастерства?

Существующей мерой измерения возраста этих отдаленных предков черкесов является имеющаяся в нашем распоряжении информация об эволюции человека и общепринятая аксиома о том, что язык порождает нацию.

Согласно истории эволюции человека, Hommo habiiis первым наблюдал появление человеческой речи, ритуалов и фольклора. Спустя приблизительно миллион лет, Homo erectus приобрел талант сбора и сохранения знаний своих предшественников, которые он затем дополнил, обогатил и передал молодым поколениям. Он создал гораздо более удачные каменные орудия ашельского типа, жил в Восточной. Южной и Северной Африке, Азии, Индии, Китае и Юго-Восточной Азии. Он продвинулся в Европу во время теплых периодов, когда наступление плейстоценовых ледников ослабевало, научился добывать огонь и готовить пищу. Говоря о человеческих особях этого периода, д-р Джефри Лейтман, анатом медицинского факультета Маунт Сайнай, сказал: «Совершенство внятной речи не было развито до может быть 300 000 или 400 000 лет назад». Будет ли абсурдным предположить, что адыгабтэ, на котором наши гордые предки создали монументальный эпос нартов, настолько древен?