Рейтинг@Mail.ru

Кадыр Натхо. Черкесская история

Кадыр Натхо. Черкесская история 2018-04-05T13:33:56+00:00

Библиография

  1. С. К. Бушуев, М. Г. Аутлев, Е. Л. Коджесау. Очерки истории Адыгеи. Адыгейский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.-— Майкоп, 1957.
  2. Jacquetta Hawkis. History of Mankind, Cultural and Scientific Development. Volume One, Part I: Prehistory, a Mentor Book. The New American Library, Inc., New York, 1965.
  3. H. А. Смирнов, 3. В. Анчабадзе, H. Е. Гуревич, В. П. Крикунов, Т. К. Кумыков, И. Ф. Мужев, К. М. Сабанчиев. История Кабарды от древнейших времен до наших дней.— Москва, 1957.
  4. R. Traho. Cherkesy, Munich, 1956.
  5. С. X. Хотко. Черкесские мамлюки.— Майкоп, 1993.
  6. С. X. Хотко. Очерки истории черкесов. Санкт-Петербургский университет. 2001.
  7. С. X. Хотко. История Черкесии. Санкт-Петербургский университет, 2001.
  8. А. X. Шеуджен, Г. А. Галкин, Н. Е. Алешин, А. А. Кушу, Б. Е. Шеуджен. Земля адыгов.— Майкоп, 1996.

 


 

Глава 4. ЧЕРКЕССКИЕ МАМЛЮКИ

Первые черкесы среди мамлюков

Черкесы появились на исторической арене исламского мира в средние века, сначала в качестве гулямов, а затем — мамлюков, выполняя в обоих случаях роль наемников согласно широко распространенной в мире тысячелетней традиции. Гулямы — воины-рабы, составляли гвардию аббасидских и фатимидских халифов. Гулямы делились на две корпорации: гулямы Худжри — личные телохранители халифа, и гулямы Дари — охранники дворца и подступов к нему. Аббасидские халифы, вытеснившие умаядов из Багдада в 750 г., были первыми, кто использовал иностранных наемников в качестве основной силы своей армии. С тех пор эта практика сохранялась в мусульманских государствах на протяжении десяти столетий.

Фатимидские халифы — третья ветвь семьи Пророка, боровшаяся за власть — переняла эту систему у аббасидов практически без изменений. Первоначально, гулямская гвардия фатимидов состояла из молодых морокканских и турецких рабов, позднее — из суданских юношей, купленных в Египте и обученных военному делу. Вскоре эти гулямы осознали всю силу и выгодность своего положения, и стали диктовать свою волю халифам. К этому времени черкесы уже составляли костяк гвардии телохранителей. Один из них — адыг Назук — даже возглавлял полицию Багдада во времена правления халифа Аль-Муктафи. Назук погиб в 929 г. в стычке с турецкими наемниками.

Прежде, чем двинуться дальше, необходимо бегло рассмотреть историю халифатов, в которых черкесские мамлюки пришли к власти и на протяжении веков правили величайшей империей в мире, играя важную роль в мировой политике.


 

Истоки первых четырех халифатов

Умаядский халифат. Умаяды, основатели этого халифата, были кузенами семьи пророка Мухамеда. Они стали первыми халифами Пророка, который не оставил сына, и правили империей, простиравшейся от Атлантики до Китая. Медина — оазис в Аравии — была изначальной столицей этой огромной империи. В 661 г. они сделали Дамаск своей новой столицей. Период умаядов (661—750 гг.) известен как век военных завоеваний.

Аббасидский халифат. Аббасиды, соперничавшие с умаядами в борьбе за власть, вытеснили их и установили собственный халифат в 750 году. Аббас (566— 652 гг.), дядя Пророка, который был сначала настроен враждебно по отношению к нему, позже стал главным проповедником его религ ии и основателем семьи аббасидов. Их столицей стал Багдад, где они и правили вплоть до монгольского нашествия в 946 году.

Аббасидские халифы вынуждены были иметь дело с шиитами, не признававшими их в качестве халифов, а также с буайхидами, вождями южнокаспийского племени дайламитов, совершивших набег на страну и правивших Багдадом и Западной Персией с 945 по 1055 год, практически игнорируя халифов. Эта ситуация несколько улучшилась с приходом сельджуков, суннитских мусульман, которые относились к халифам с уважением, достойным духовных лидеров исламского мира. Несмотря на все эти проблемы, период аббасидов характеризуется как эра культурного и материального процветания.