Библиография
- С. К. Бушуев, М. Г. Аутлев, Е. Л. Коджесау. Очерки истории Адыгеи. Адыгейский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.-— Майкоп, 1957.
- Jacquetta Hawkis. History of Mankind, Cultural and Scientific Development. Volume One, Part I: Prehistory, a Mentor Book. The New American Library, Inc., New York, 1965.
- H. А. Смирнов, 3. В. Анчабадзе, H. Е. Гуревич, В. П. Крикунов, Т. К. Кумыков, И. Ф. Мужев, К. М. Сабанчиев. История Кабарды от древнейших времен до наших дней.— Москва, 1957.
- R. Traho. Cherkesy, Munich, 1956.
- С. X. Хотко. Черкесские мамлюки.— Майкоп, 1993.
- С. X. Хотко. Очерки истории черкесов. Санкт-Петербургский университет. 2001.
- С. X. Хотко. История Черкесии. Санкт-Петербургский университет, 2001.
- А. X. Шеуджен, Г. А. Галкин, Н. Е. Алешин, А. А. Кушу, Б. Е. Шеуджен. Земля адыгов.— Майкоп, 1996.
Глава 4. ЧЕРКЕССКИЕ МАМЛЮКИ
Первые черкесы среди мамлюков
Черкесы появились на исторической арене исламского мира в средние века, сначала в качестве гулямов, а затем — мамлюков, выполняя в обоих случаях роль наемников согласно широко распространенной в мире тысячелетней традиции. Гулямы — воины-рабы, составляли гвардию аббасидских и фатимидских халифов. Гулямы делились на две корпорации: гулямы Худжри — личные телохранители халифа, и гулямы Дари — охранники дворца и подступов к нему. Аббасидские халифы, вытеснившие умаядов из Багдада в 750 г., были первыми, кто использовал иностранных наемников в качестве основной силы своей армии. С тех пор эта практика сохранялась в мусульманских государствах на протяжении десяти столетий.
Фатимидские халифы — третья ветвь семьи Пророка, боровшаяся за власть — переняла эту систему у аббасидов практически без изменений. Первоначально, гулямская гвардия фатимидов состояла из молодых морокканских и турецких рабов, позднее — из суданских юношей, купленных в Египте и обученных военному делу. Вскоре эти гулямы осознали всю силу и выгодность своего положения, и стали диктовать свою волю халифам. К этому времени черкесы уже составляли костяк гвардии телохранителей. Один из них — адыг Назук — даже возглавлял полицию Багдада во времена правления халифа Аль-Муктафи. Назук погиб в 929 г. в стычке с турецкими наемниками.
Прежде, чем двинуться дальше, необходимо бегло рассмотреть историю халифатов, в которых черкесские мамлюки пришли к власти и на протяжении веков правили величайшей империей в мире, играя важную роль в мировой политике.
Истоки первых четырех халифатов
Умаядский халифат. Умаяды, основатели этого халифата, были кузенами семьи пророка Мухамеда. Они стали первыми халифами Пророка, который не оставил сына, и правили империей, простиравшейся от Атлантики до Китая. Медина — оазис в Аравии — была изначальной столицей этой огромной империи. В 661 г. они сделали Дамаск своей новой столицей. Период умаядов (661—750 гг.) известен как век военных завоеваний.
Аббасидский халифат. Аббасиды, соперничавшие с умаядами в борьбе за власть, вытеснили их и установили собственный халифат в 750 году. Аббас (566— 652 гг.), дядя Пророка, который был сначала настроен враждебно по отношению к нему, позже стал главным проповедником его религ ии и основателем семьи аббасидов. Их столицей стал Багдад, где они и правили вплоть до монгольского нашествия в 946 году.
Аббасидские халифы вынуждены были иметь дело с шиитами, не признававшими их в качестве халифов, а также с буайхидами, вождями южнокаспийского племени дайламитов, совершивших набег на страну и правивших Багдадом и Западной Персией с 945 по 1055 год, практически игнорируя халифов. Эта ситуация несколько улучшилась с приходом сельджуков, суннитских мусульман, которые относились к халифам с уважением, достойным духовных лидеров исламского мира. Несмотря на все эти проблемы, период аббасидов характеризуется как эра культурного и материального процветания.